Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Вообще-то он еще был и Великим князем всея Руси. Всея Русь звучит конечно же громко. Но маловата была и не Россия таки. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
buster 1827 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Если вспомнить, что у Руси были серьезные связи с Византией, а матерью Василия III была София Палеолог, а потом еще вспомнить, что греческий язык был по сути языком международного общения, то греческий вариант названия России вполне допустим. И потом, не хочешь же ты сказать, что звание Патриарх Московский и Всея Руси (без персоналий) не тянет на патриарха всей России? Русь-Россия - это одно и то же слово, только второе греческий вариант первого. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Я как-то более ассоциирую название Россия уже с имперским периодом. Кстати, прочитал недавно творение Акунина - часть про ордынский период. Любопытное чтиво. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 из Википедии Самой знаменитой русской короной стала Шапка Мономаха, по всей вероятности, присланная в XIV веке князю Ивану Калите из Золотой Орды ханом Узбеком в знак вассалитета. При Василии III эта история забылась, и шапке была сочинена «константинопольская» родословная, возводящая ее к Владимиру Мономаху и его деду императору Константину Мономаху. Есть вероятность[1], что именно Василий, потомок другого константинопольского императора, стал первым русским государем, коронованным («венчанным на великое княжение») Шапкой Мономаха (сведений о подобном обряде над ним не сохранилось), хотя, возможно, она носилась и великими князьями после Калиты. Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2]. В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[1]. В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
buster 1827 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 прочитал недавно творение Акунина а зря Причем тут шапка и ее происхождение, не очень понял. Но понял одно - это очень важно Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Думаю, что таки не зря. В XVI веке в результате укрепления власти правящего монарха — великого князя, а с 1547 года царя — Московское княжество превратилось в династическое государство. Его главными задачами было сохранение и расширение вотчины государя, а также обеспечение наследственной передачи власти. На Руси долгое время не было чёткого порядка наследования престола. Длительное отсутствие сына в семье и ранняя смерть отца при малолетнем ребёнке, как в случае с отцом Ивана Грозного Василием III, хрупкое здоровье наследника и высокая детская смертность вызывали тревогу за судьбу династии. Поэтому московские государи обычно использовали целый комплекс мер, чтобы гарантировать передачу власти наследнику. Среди них — составление завещаний, пышная церемония венчания на престол, создание мифических историй о древнем происхождении династии и активное использование регалий в придворных ритуалах. Со временем именно Шапка Мономаха стала самой важной регалией. Этой шапкой венчались русские цари во время официальной церемонии восшествия на престол. Её высокий престиж объяснялся легендой о происхождении головного убора: киевский князь Владимир Мономах (1113-1125) якобы получил его в подарок от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха после организованного Владимиром похода на Византию. Тем самым шапка Мономаха стала символом преемственности власти московских царей от византийских императоров и киевских князей. Историки давно установили, что эта легенда полностью фантастична. Достаточно сказать, что Константин Мономах умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года, и тот, конечно, не мог организовать никакого похода при жизни императора. Степень родства Константина и Владимира также неясна, так как византийские источники ничего не сообщают о дочерях императора (1). Но откуда шапка появилась на самом деле? Здесь учёные расходятся во мнениях. Обычно считается, что головной убор находился в казне московских князей ещё со времён Ивана Даниловича Калиты (1325-1340), но назывался он тогда не «Шапкой Мономаха», а просто «золотой шапкой». Основываясь на стилистике и технике украшения шапки, специалисты обычно считают, что она была изготовлена восточными мастерами. Многие учёные связывают происхождение шапки с ханом Узбеком (1313-1341). Согласно Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Иван Калита получил шапку после смерти своего родного брата Юрия Даниловича, который был женат на сестре Узбека Кончаке. По мнению Г. Д. Филимонова, шапка была прислана Ивану Даниловичу Узбеком, а тот в свою очередь получил её от своего родственника, египетского султана в 1317 году (сама шапка была сделана в Каире в XIV веке). И. А. Бобровницкая также считает, что шапка поступила от Узбека, но отвергает идею о её происхождении из Египта. В то же время Н. В. Жилина полагает, что Иван Калита мог приобрести шапку в генуэзской колонии Кафе в Крыму (2). Специалисты находят среди украшений шапки черты разных культурных традиций, при этом монгольские элементы явно преобладают. Подобная эклектика объясняется сложной историей и идейным значением Шапки Мономаха, которая была собрана из древних деталей восточных шлемов, но представлялась как византийский венец. Чтобы установить время появления шапки, важно определить, когда на Руси мог возникнуть интерес к подобному переплетению разных культур. Сплав византийской и татарской культур типичен именно для времени Василия III. С одной стороны, в правление Василия правящие круги активно продвигали идею о преемственности его власти от византийских императоров. От иерархов константинопольской православной церкви в Москву поступали льстивые отзывы о Василии III как об «истинном православном царе». Интерес к византийскому наследию отразился в легенде о происхождении Шапки Мономаха и в украшении её подвесками наподобие венца византийских императоров. С другой стороны, в правление Василия III продолжалось тесное взаимодействие Москвы с татарским миром. Василий стремился к установлению династических связей с представителями татарской знати: его зятем стал крещёный под именем Петра татарский царевич Кудайкул. Тюрко-монгольская традиция репрезентации высшей власти ярко проявилась в династическом головном уборе, созданном по заказу Василия. Он заказал для сына Ивана типичный восточный династический шлем с куфическими знаками, которые некоторые арабисты читают как «Аллах Мухаммед» (сокращённый вариант фразы «Велик Аллах, и Мухаммед пророк его») (12). Появление Шапки Мономаха связано с династическим кризисом конца правления Ивана III и культурной обстановкой, сложившейся во времена правления Василия III. Стремясь доказать законность своей власти, Василий и его идеологи активно использовали и византийские, и татарские культурные традиции. Не случайно в неофициальных публицистических произведениях Василий III наделялся пышным титулом, в котором присутствовали как греческие, так и татарские элементы (13). источник Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
buster 1827 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Так, в википедии все это сжато и со ссылками на источники изложено. Меня в общем-то заботит вопрос, а как это к теме имеет отношение? Нет, это безусловно интересно, что история России сложна и многогранна, но всё же. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское происхождение. 1. Шапка Мономаха – древнейшая из сохранившихся государственных регалий Руси, представляет собой головной убор, верх которого состоит из 8 золотых пластин, покрытых тончайшим узором – сканью из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветков лотоса; низ шапки окаймлен широкой орнаментальной полосой-плетенкой и опушкой из соболя. Позднее к этой древнейшей части шапки было добавлено гравированное и резное навершие с крестом с жемчужинами на концах. В целом шапка Мономаха напоминает восточный головной убор. Она являлась символом высшей власти на Руси в 1428–1721 гг., использовалась при венчании всех царей до появления императорских регалий. Хотя название шапки отсылает к киевскому великому князю Владимиру Мономаху (прав. в 1113–1125 гг.), впервые она появляется в казне московского князя Ивана Калиты (прав. в 1326–1340 гг.). Для специалистов очевидно восточное происхождение этой регалии, но они разнятся в географии страны изготовления регалии. Существует три версии ее происхождения: (1) византийская – шапку прислал дед Мономаха византийский император Константин IX (прав. в 1042–1055 гг.) – явно мифологическая и несостоятельная во всех отношениях, начиная от хронологического разрыва между дедом и внуком и заканчивая несоответствием шапки Мономаха тем коронам, которые были приняты в Византии; (2) арабская – шапка сделана мастером при дворе египетского султана аль-Малик ан-Насир ибн Калауна (1293–1340) и в 1317 г. послана хану Узбеку, который подарил ее Ивану Калите – несколько фантастическая, базируется только на сходстве цветка лотоса с этой регалии с арабскими орнаментальными формами; (3) ордынская – шапка изготовлена в Золотой Орде и подарена ханом Узбеком его шурину Ивану Калите – наиболее трезвая. Принять последнюю версию мешает только гипертрофированное негативное идеологическое отношение к ордынскому наследию в российской официальной истории. Между тем, Иван Калита и хан Узбек были чрезвычайно тесно связаны и по политической линии, и родственными узами: хан выдал свою сестру Кончаку замуж за московского князя Юрия Даниловича – брата Калиты; возвышение Калиты произошло в результате того, что он помог ханским войскам разгромить антитатарское восстание в Твери в 1327 г.; именно Калиту поддержал хан в вопросе получения великого княжества Владимирского в 1328–1331 гг., после чего великими князьями были московские правители; именно при Калите ордынскими властями была отменена система баскачества, и право сбора налогов перешло к великим князьям. В подтверждение ордынской версии происхождения регалии следует привести археологическую находку под Можайском в слоях XIV в. золотой пластинки, идентичной тем, из которых собрана шапка Мономаха – ни арабских, ни византийских аналогичных памятников этого времени на Руси просто не могло существовать в природе. Согласно современным исследователям, технология исполнения и комплекс орнаментальных мотивов, примененные в шапке Мономаха, присущ искусству Золотой Орды и встречается на предметах, найденных в Болгарах и в Крыму. Наконец, по описаниям немецкого дипломата С. Герберштейна, в начале XVI в. на этой регалии еще был зубчатый венец, который всегда присутствует на изображениях корон властителей Хулагуидов (одна из ветвей Чингизидов, правившая в Иране) на иранских миниатюрах – впоследствии замененный на крест. Казанские историки полагают, что шапка Мономаха, прототипом которой была корона Узбека, явилась подарком хана Калите за разгром восстания в Твери 1327 г. татарский источник Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 20, 2015 buster, считай это просто лирическим отступлением. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Эрдни 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 21, 2015 я приковывал взоры общественности к вопиющему поведению крымцев . Это были ордынские разборки. Ты же сам написал, что в Кремле сидел смотрящий золотоордынец - зятёк Кудайкула, он же Пётр. Боролись за право предоставления "крыши". Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
zija 606 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 21, 2015 О шапке Мономаха не очень понятно... когда еще будучи школьницей была в Оружейной палате - об этом говорили, поэтому никакого секрета в этом нет. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
serj_nv 2523 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 21, 2015 О шапке Мономаха не очень понятно... А что непонятно виноват Путин , нет не так - виноваты татары - подарили моск м ордынскую шапку, и сели те навечно на Киевский трон, не давая свободной Украине присоединиться к Европе уже в ХI веке. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
zija 606 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 21, 2015 В веке XI уже присоединились - варяги пришли сами , а потом уже нечему было присоединяться - после монголо-татар называлось Дикое поле. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Kotig 313 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 22, 2015 Спустя год после референдума о воссоединении Крыма с Россией жители полуострова – украинцы, русские, крымские татары – считают, что жить стало лучше, чем в составе Украины, пишет американский журнал Forbes со ссылкой на данные соцопросов. И Форбес Путин скупил. Что для либералов осталось? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Kotig 313 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 24, 2015 Крымский аэропорт в Симферополе проводит реконструкцию, в том числе строительство новых терминалов, за счет собственных средств, в наступающем курортном сезоне аэропорт рассчитывает принимать до 200 рейсов в день, сообщил глава полуострова Сергей Аксенов. А караван идёт. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky