Gulchataj

По ту стороны эмиграции

Recommended Posts

QUOTE (Бациллка @ Sep 22 2005, 14:10) Я немного что читала об американских мармонах, но попахивает тем же самым: желание изолироваться от внешнего мира. Если они так счастливы, то за ради Бога. Но дали ли они своим детям возможность выбирать?

Насколько я понял - в статье речь идет о старообрядцах.

В образе жизни они весьма схожи с мормонами

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

ООО (буква) я бы в кокошнике по Праге на скутере проехалась бы.

Мне на русских номерах - машине дорогу уступали, а в кокошнике да сарафане - до Богниц не было бы ни одной пробки, вот!

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Довольно странно, но я о существовании подобных деревень не знал. Думал, очередная утка, но прогуглил на всякий случай.

 

Вот что пишут:

Staro.jpgРусские староверы в Чили – беспоповцы, церквей у них нет, а входить в другие, даже православные храмы, обычай им строго-настрого запрещает. Религиозные обряды совершаются под руководством настоятеля не менее двух раз в день в специальных молитвенных избах. По воскресеньям и праздникам – особая молитва, длящаяся намного дольше будничной. Работать в эти дни запрещено.

 

При всей своей патриархальности староверы удивительно мобильны. В их доме почти всегда гостит кто-то из родственников или знакомых из соседних стран. Кто приехал невесту присмотреть – женятся рано, – а кто просто по хозяйству помочь: дом починить или еще что. Как правило, старообрядцы приводят спутницу жизни из заграничных колоний – между родственниками брак запрещен.

 

Детишек своих русской грамоте и счету учат сами. Зачастую староверы отдают детей в местные школы, чтобы язык здешний учили – для коммерции хорошо – надо же знать, как налоговую декларацию заполнить или деньги родственникам за границу отправить.

 

Русский язык у староверов особенный. В России такого уже не услышишь – все отдано на откуп иностранным заимствованиям. Кто, кроме староверов, сегодня использует слова "шашмура", "букасетка"? Носят староверы самотканые рубахи с поясками, женщины – длинные, до пят сарафаны. Замужние женщины, помимо этого, должны повязывать платок с волосником, именумым "шашмурой". Кухня традиционная – пироги-шанеги, пельмени, вареники из творога со сметаной. Священные книги передаются из поколения в поколение, как, впрочем, и иконы, отличающиеся от привычных нам ликов святых – они отлиты из металла и покрыты позолотой.

 

Что касается материальных благ, то живут староверы в достатке. "Кто работает, у того и деньги водятся", – объясняют они. Уж что-что, а трудиться староверы умеют. Их рабочий день начинается еще затемно. В пять утра подъем, утренняя молитва, затем плотный завтрак, который у нас назвали бы обедом, и за работу. И так до самого вечера. В отличие от старообрядческих общин Северной Америки, освоившихся в различных областях деятельности – от сельского хозяйства до строительства и производства, латиноамериканские староверы в большинстве своем сохранили традиционный уклад: ведут уединенный образ жизни и занимаются преимущественно крестьянским трудом.

 

В селении чилийских староверов все, что называется, "при деле". Мужчины трудятся в поле или на лесозаготовках. Иногда, если это сулит хороший заработок, они устраиваются временно поработать "на стороне". Чилийцы всегда охотно принимают их – прилежнее и дисциплинированнее работников не найти, а что "бородачи", так мало ли вокруг чудаков ходит. Да и местные власти к ним относятся хорошо. Проблем им староверы не доставляют, с протянутой рукой вдоль дороги не стоят, исправно платят налоги, да и от криминальных дел держатся подальше. Зато уж если возьмутся староверы избу срубить или баньку, так в нее войти любо-дорого, да и стоять она будет лет сто, никак не меньше. В хозяйстве у староверов имеется техника – машина, трактор и прочие подручные механизмы. Использовать их вера не запрещает, а без них управиться совсем сложно. Женщины, как правило, занимаются домашней работой, пасут скот, готовят пищу, воспитывают детей. Их, кстати, традиционно много – "сколько Бог даст". Кроме того, почти все женщины рукодельничают.

 

О рукоделии староверов стоит рассказать поподробнее. Ведь вся их одежда, кроме обуви, сделана собственными руками. Ткани, разумеется, покупают. А из них умелые женские руки творят подлинные чудеса – шьют традиционные рубахи, которые затем украшают вышивкой, ткут пояса, плетут кружева. Вышивки делают при помощи специально приспособленной иголки от медицинского шприца. Свои изделия женщины отвозят в город на продажу. Такая вышивка – удовольствие не из дешевых: цена одной расшитой скатерти превышает 200-300 долларов, однако всегда есть спрос. Красота ведь, любо-дорого смотреть.

 

Телевизоров и радиоприемников в домах у староверов нет – иметь их запрещает вера. Новости они узнают от чилийцев, когда въезжают в город. Со своими родственниками из других стран предпочитают общаться посредством переписки или по телефону – что-что, а технический прогресс штука серьезная. С ними же обсуждают последние новости.

 

Так и живут они, сохраняя обычаи и обряды, традиции русской культуры, находясь далеко от исторической родины, на которой они в подавляющем большинстве своем никогда не бывали. Конечно, фатальное и всепроникающее воздействие глобализации не обошло и их стороной. Молодежь чаще засматривается на прелести городской жизни и по выходным тайком сбегает на дискотеку в соседние деревни и города, крутит на кассетах и компакт-дисках "попсу" и "балуется" табаком. Если же поселения староверов находятся в труднодоступной глуши, сохранять монолитность общины и дисциплины удается гораздо легче. Да и без образования, получить которое староверам весьма затруднительно, сегодня рассчитывать на успех за пределами колонии не приходится. А потому сколько-нибудь ассимиляции старобрядческих общин в окружающую их этнокультурную среду в Латинской Америке, по крайней мере, почти не происходит.

 

М.Ю. Брагин // "Латинская Америка", 2004, №6 (публикуется в сокращении)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Подружка @ Sep 22 2005, 10:12) я бы в кокошнике по Праге на скутере проехалась бы.

Прокати нас Петруша на скутуре, по Ольшанской ты нас прокатииииии....

:bud:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Еще

 

В Сан-Пауло мы слышали от эмигрантов, с которыми встречались, что ближе к Амазонии проживают русские староверы. Нам даже дали телефон одного из старцев, очевидно, возглавляющего скит. В городе Куяба мы дозвонились до нужной нам деревни, но старец, заподозрив у нас журналистский интерес, прямо заявил, что никто из староверов с нами видеться не хочет. Кержаки-староверы держатся стороной от всех иноверцев, и мы оставили попытку встречаться с русскими, живущими в лесной глубинке. Однако, долгими дорогами в автобусах мы познакомились с одним досужим бразильцем, который среди прочих рассказов утверждал, что в городке Умайта живёт бородатый русский мужик.

 

Из Порто Вело до Умайты мы ехали на небольшом автобусике, который подхватывал по дороге «голосующих» бразильцев. В автобус вошел белобрысенький, в канапушках мальчик лет десяти, сильно отличавшийся от смуглых латиноамериканцев. Ефим – участник нашей экспедиции, большой любитель схохмить, конечно же, не удержался от шуток: «Настоящий русский парень! Кажется, мы вышли на верные следы русской экспедиции Лангсдорфа». Я в самом деле засомневался: «А вдруг паренек действительно русский». Подхожу к мальчику и спрашиваю:

 

- Говорите по-русски?

 

- Говорю, нажимая на «о» ответил мальчик. Но ему нужно было уже выходить. Возвращаясь из школы, он уже подъезжал к дому.

 

- Много ли в Умайте русских? – спрашиваю его я уже на выходе из автобуса.

 

- Не шибко много, но есть. Только живут они далеко от Умайты, - вновь нажимая на «о» сообщил нам мальчик и вышел.

 

Автобус отправился и мы жалели, что толком ничего не расспросили. В Умайте мы переспрашивали всех, но даже таксисты, которе видели в нас клиентов, и настойчиво сажали в такси, никаких русских не знали. Вновь подъехавший таксист на наш вопрос также ответил вопросом: «Григорий?». Конечно Григорий, решили мы, коль названо русское имя. Двадцать километров стоило нам десять долларов и мы с рюкзаками стоим у нескольких добротных домов, отдельно выстроеных за городом.

 

Из дома, к которому мы подошли, вышла женщина в кокошнике и мальчик в косоворотке. Видя нас воочию, по внешнему виду мы были похожи на кого угодно, но в этот раз в нас не заподозрили журналистов. Мы никогда и не были журналистами, а я лишь иногда, ради получения визы, козырял примерно таким же удостоверением, каким Остап Бендер изображал из себя пожарника. Вскоре подъехал на колесном тракторе «тятя», то есть Григорий. Пять многодетных семей, живущих в раскиданных друг от друга домах , вышли на нас посмотреть. Мы попросили у них приюта на том основании, что мы тоже русские. Нас приняли душевно и тепло, хотя это не в правилах староверов, придерживающихся очень консервативных, и только им ведомых порядков. Наверно, мы выглядели замучено после долгих дорог и нам по-человечески помогли. Староверы не любят журналистской досужести; их религия и обычаи закрыты от других людей, но они милосердны к людям, пришедшим с миром. У староверов мы погрузились в другой век: их одежда, речь, манера держаться открыли нам старообрядческую Русь, базирующуюся однако на колёсных тракторах.

 

Русские староверы в Амазонии

 

Русские староверы в Амазонии

 

Бежавшие через Китай предки наших новых знакомых в разные годы XIX века попали кораблями в Южную Америку и жили всегда в глубинке, зарабатывая в поте лица на хлеб, молясь по своей вере и держась в дали от сумасшедшего века. Общины русских староверов раскиданы во многих странах Латинской Америки и периодически они общаются между собой, особенно в последние десятилетия, когда остро возникла проблема кровосмешения: по численности староверов не так уже и много. Наши знакомые, пять больших семей проживают в Амазонии только четыре года. В лесах Амазонии часты пожары. На один их выгоревших участков губернатор штата Амазонии пригласил русских староверов из Рондонии. Русские считаются в Бразилии хорошими хлеборобами. Им выделили пятьсот гектаров земли и леса, также большие кредиты на трактора и зернохранилище с мощной сушилкой,учитывая, что трудно сохранить зерно во влаге тропического леса. Дело пошло успешно.

 

Серапион, в семье которого мы остановились предложил нам пищу, кров и что больше всего радовало - душ, избавляющий хотя бы на время от назойливых москитов. Мы всё же настояли на ночлеге в своих палатках, сетки которых защищали от мошкары лучше, чем просторная комната добротного дома. В чистом душе, выложенном белым кафелем, присосавшись лапками к плиткам восседали чёрные худощавые лягушки величиной с пятак. Я привык в путешествиях к чудесам. Например, к резво бегающим во всех домах по занавескам различным ящерицам, паукам, шныряющим по всем углам мышкам и включив душ спокойно приступил к помывке. Бегущая из душа тёплая вода распугала сидевшую на потолке мошкару. Чёрная лягушка вдруг сделелала молниеносный прыжок, взлетев на два метра. Меня она игнорировала и чуть было на меня не запрыгнула. Я не сразу сообразил, что они бросились охотиться за комарами и мошками и, надо сказать, впечатлился их мерзкой атакой. Жену я на всякий случай предупредил, - женщины обычно боятся лягушек.

 

Поужинав, мы расселись на крыльце и женщины в основном общаясь с Леной, моей женой показали нам фотографии: рассказали о свадьбе, которая бала недавно. На свадьбу приехали окола ста человек, все из староверов. Некоторые прибыли даже из Парагвая и Боливии. Свадьба справляется по всем правилам старины: девичник у невесты, прощание с холостяцкой жизнью у жениха. Выкуп, подарки, свахи, дружки как полагается охраняют невесту. Все в нарядах и в волнении. На свадьбе пьют брагу – это дозволено в радостные праздники. Едят только из своей посуды. Никто, слава богу, не курит. Уже стемнело, а мы сидели на крыльце слушая русские рассказы под покровом бразильской ночи. Мальчонка побежавший с фонариком за водой к колонке вдруг закричал: «Змея!». Серапион вынес карабин и осветив змею прострелил ей голову. Нас это шокировало: змея рядом с домом, да какая змея – жарарака, одна из ядовитейших змей Амазонии; змея у колонки, куда босиком бегают дети. Нам рассказали тут же, что однажды змея заползала к ним в дом. Мы вновь присели на веранду и на крыльцо, продолжая разговор уже о живности бескрайней Амазонии. Кто-то из детей прервав взрослых спросил: «А кто сюда змею принёс?». Оказалось, что это другая змея, а не оставленная нами мёртвая, которая приползла, очевидно, мстить за первую. Мы убили вторую жарараку. Отправившись на ночлег в палатку, мы тщательно шаря фонариком повстречали лягушку огромной величины.

 

- Должно быть тут и змеи водятся под стать лягушкам, - успокоил всех на сон грядущий Ефим.

Амазония экзотична для путешествия но жить здесь постоянно очень трудно. На другой день Серапион показал нам распаханные поля. Вспашку нужно делать постоянно, иначе поле зарастёт трёхметровой травой. Засеянные поля тоже требуют борьбы с сорняками. Тяжёлый труд не останавливает староверов, они упорно, как и в прошлые века, живут своими правилами, обычаями, молитвами, хоть и пользуются электричеством и техникой.

 

В быту и во внешности староверы сохранили русскую старину как в музее. Женщины ходят нарядными как в дни народного праздника и в то же время на них ничего нет броского. Мужчины бородаты и в косоворотках, все блондинисты и голубоглазы как и их дети. Они не смотрят телевизор, не живут газетными сплетнями, а по праздникам поют старинные русские песни. В нелёгком крестьянском труде каждодневно участвуют и дети. О себе и своей религии они не распространяются. У них много правил и ограничений, в которые они нас не посвящают. Однако, их нельзя назвать закрытыми и нелюдимыми, пожалуй, они не так как мы тщеславны и в их жизни, по нашим меркам, много аскетизма. Консервативное течение православия удивительно живучее. Они – ветвь церковного раскола средневековой Руси, устояли под напором патриархов и царей, а позже и под натиском атеизма. Прячась в необъятных просторах Сибири до её освоения, они бежали дальше в Китай, находя опять же укромные места, отгораживаясь от суетной жизни цивилизованного века. Несмотря на свою малочисленность, география расселения староверов удивительно необъятна. Общины староверов в настоящее время сохранились в Китае, Австралии, Южной Африке, почти во всех странах Южной Америки, во многих европейских странах, США, Канаде, а также вновь возникли их общины в России, в особенности по Сибири.

 

Владимир Снатенков

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Graycrow, cпасибо за подробную информацию! Вообще, старообрядческая эмиграция - это ведь старая тема. Больше всего их общин осталось в Южной и Северной Америке, а также в Австралии.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Gulchataj @ Sep 22 2005, 10:19) Больше всего их общин осталось в Южной и Северной Америке, а также в Австралии.

В Сибири Агафья Лыкова затерялась.

Но она не такая интересная: у нее вместо манги кедровые орехи.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (GDV @ Sep 22 2005, 12:17)Во всех прямо землях, где растёт манго, оно всегда называется "манго"? Муахаха, не о чем даже говорить.

Вымысел вся эта статья.

MANGO

mango.gif

Mangifera indica L.

Anacardiaceae

Common Names: Mango, Mangot, Manga, Mangou.

 

Related species: Bindjai (Mangifera caesia), Horse Mango (M. foetida), Kuweni mango (M. odorata).

 

Distant affinity: Cashew (Anacardium occidentale), Gandaria (Bouea gandaria), Pistachio (Pistacia vera), Marula (Sclerocarya birrea), Ambarella (Spondias cytherea), Yellow Mombin (Spondias mombin), Red Mombin (Spondias purpurea), Imbu (Spondias tuberosa).

 

Origin: The mango is native to southern Asia, especially Burma and eastern India. It spread early on to Malaya, eastern Asia and eastern Africa. Mangos were introduced to California (Santa Barbara) in 1880.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
На огородах народ с песней «Ой мороз, мороз!» пропалывает ананасы.
Э-эх! Здорово. :)

 

А вот «белая эмиграция» 1917–1920 годов почти полностью «размылась» — очень мало кто из потомков 5 миллионов (!) дворян, осевших тогда в Париже, носит русские имена и говорит по-русски: как считают специалисты, это произошло из-за того, что россияне в Париже жили «некомпактно».
Вот и мы тут через поколение-другое "размоемся" в Чехии. Нет ни компактного проживания, ни общей и объединяющей веры. А жаль-ли? Нет. Почему? Не знаю, глобализация, видимо, дает свои результаты.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (younghacker @ Sep 22 2005, 12:57) Common Names: Mango, Mangot, Manga, Mangou.

Я так понимаю, основа цитаты это?

Скажем, в Индонезии на различных островах и различных наречиях манго называется по-разному. И хотя их языки в той или иной степени происходят от малайского, ничего похожего на слово "манго" по отношению в этому продукту я не услышал. А вот Bindjai, кажется, было. Хотя я не записывал, однако это слово мне знакомо.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
The mango is native to southern Asia...

Mangos were introduced to California (Santa Barbara) in 1880.

Как я понимаю, манго было завезено в Лат.америку вместе с названием. Это не родной для них плод, поэтому и однородность назвония по всей территории, в отличие от Азии.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Бациллка @ Sep 22 2005, 12:10) мармонах

Мормо,нах.

Проверочное слово мормышка ;^)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (GDV @ Sep 22 2005, 14:07) Я так понимаю, основа цитаты это?

Да.

Однако, я не стану утверждать, как сей плод называется в Боливии и что именно так, его назвала Степанида. И по одной статье трудно судить откуда эти боливийские сибиряки притащили это название, из телевизора под кроватью, или дедуля американский сказал. Также это может быть отступлением автора, чтобы читателю было понятно, или он не расслышал или даже не слашал, а сам приукрасил.

 

Но я бы с удовольствием посетил такую деревню :)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (younghacker @ Sep 22 2005, 17:04) Однако, я не стану утверждать, как сей плод называется в Боливии

Хорошо, что у них фейхуа не растет.

А то слышалось бы: "Степанида, нарви-как, голуба, на обед фейх** пару штук. Да покрпунее".

 

Или "Кузьма, почему твой фейх** какой-то вялый? Аль поливаешь плохо? Посмотри на соседский - любо-дорого посмотртеть".

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Odpovědět na toto téma...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.




  • Kdo si právě prohlíží tuto stránku

    Žádný registrovaný uživatel si neprohlíží tuto stránku