Arki

Антон Павлович Чехов

Recommended Posts

QUOTE (GDV @ Aug 17 2005, 08:38) Невинная вдова - это вдова без уголовного прошлого.

А ведь точно - без зазнаму в РТ... :lol:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Arki @ Aug 17 2005, 13:37) В 19 веке был такой писатель Федор Сологуб, его популярность превосходила Чехова и Достоевского вместе взятых... но кто его сейчас знает?

"Мелкий бес" достаточно известное его произведение, не так давно смотрела его экранизацию, сделанную лет 10 тому назад.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Gulchataj @ Aug 17 2005, 11:15) "Мелкий бес" достаточно известное его произведение, не так давно смотрела его экранизацию, сделанную лет 10 тому назад.

Это подтверждает только, что пошлость неистребима :D

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Да ну тебя, Арки, канал Культура демонстрировал этот фильм :gva:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (Gulchataj @ Aug 17 2005, 11:24) Да ну тебя, Арки, канал Культура демонстрировал этот фильм :gva:

Это в двойне подчеркивает, что пошлость проникла уже и туда! :rolleyes:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Arki

 

популярность превосходила Чехова и Достоевского вместе взятых

Это ж откуда такие сведения?

 

Писал он жутко пошлые вещи для изнеженных барышень и извращенных от безделия юношей,

Ну, например, стихотвоение "Хари":

 

"Человек, иль злобный бес,

В душу, как в карман залез,

Наплевал там и нагадил,

Все напортил, все разладил,

И, хихикая исчез...

 

...Хоть блевотину на блюде

Поднесут с поклоном люди,

Ешь — и зубы им не щерь."

 

 

За что же так Федора-то Кузьмича?!

Ну, да -- сын коновала и прачки. Ну, да -- болезненно любил роскошь. Но в творчестве искал, находил, и "изгонял" Беса.

 

 

Сумерки. Осень. Мокрыми хлопьями

Падает тающий снег.

Бес продрог под своими отрепьями –

В яме плохой ночлег.

 

«Влез бы куда, чтобы люди не видели,

Я бы уполз с зарей.

Сами меня кругом изобидели

И говорят, что злой

 

Лежа в тепле-то не хитро быть добрыми,

Нет, поживи вот так!»

Зябко поводит тощими ребрами,

Дует, пыхтя, в кулак.

 

«Что уж жизнь! Так… одна околесица…

Век у чужого жилья…

Мне бы давно на суку повеситься,

Да ведь бессмертен я!»

 

Взвыли деревья, ветром ужалены,

Взвыл придорожный лес!

В яме, ничком, у пустой прогалины

Плачет бессмертный Бес!

 

 

 

 

 

Один из первых символистов, превозносимый Блоком, уважаемый Гумилевым и всем "Серебрянным Веком".

 

И где же, в чем же в романе "Мелкий бес" содержится пошлость?!

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

P.S. Ф.Сологуба можно назвать чудаком, но никак не пошляком.

Чудаком, над которым по-доброму посмеивались и при этом уважали.

 

---------

 

М.Цветаева, Разговор Есенина и Маяковского после смерти:

 

 

 

"....А что на Рассее --

На матушке? -- То есть

Где? -- В Эсэсэсере

Что нового? -- Строят.

 

Родители -- родят,

Вредители -- точут,

Издатели -- водят,

Писатели -- строчут.

 

Мост новый заложен,

Да смыт половодьем.

Все то же, Сережа!

-- Все то же, Володя.

 

А певчая стая?

-- Народ, знаешь, тертый!

Нам лавры сплетая,

У нас как у мертвых

 

Прут. Старую Росту

Да завтрашним лаком.

Да не обойдешься

С одним Пастернаком.

 

Хошь, руку приложим

На ихнем безводье?

Приложим, Сережа?

-- Приложим, Володя!

 

Еще тебе кланяется...

-- А что добрый

Наш Льсан Алексаныч?

--Вон -- ангелом! -- Федор

 

Кузьмич? -- На канале:

По красные щеки

Пошел. -- Гумилев Николай?

-- На Востоке.

 

(В кровавой рогоже,

На полной подводе...)

-- Все то же, Сережа.

-- Все то же, Володя."

 

 

 

 

 

 

М.б. ты спутал его с В.Соллогубом?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Я засомневался :( ....найду скажу - дело было давно лет дцать назад... не помню, увы, название романов...одно помню - читал их еще с ять. Допускаю путаницу - отложилось к голове давно - то что я читал у Сологуба - ужасно пошло.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Сологуб очень много писал и очень по-разному.

Могло попасться и ч-нибудь пошлое, особенно с современной точки зрения, с которой и весь символизм можно считать пошлостью.

Но пошлость — не "доминанта" его творчества.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

QUOTE (MaximK @ Aug 19 2005, 16:52) с которой и весь символизм можно считать пошлостью

Нет, ни в коем случае, я не назову символизм - пошлостью. Допускаю, что перепутал писателей.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Arki

Продолжая заведенную тобой тему...

На мой взгляд, самая большая беда в культуре любой страны — это прекращения культурного процесса, преемственности и, как следствие, исчезновение культурного контекста; исчезновение традиций, школ, языка взаимопонимания современников и сменяющихся поколений.

Новое поколение заводит свои новые правила «с нуля», отвергая все, в том числе и лучшее, что до него накоплено. В такой агрессивной, по-первобытному молодой культуре достижения прошлого смотрятся всегда неуместно, старо, одиноко. Тем более, смешно смотрится любая попытка продлить «старый процесс». Поэтому сейчас любой «Чехов», «Достоевский», «Платонов», «Зощенко», «Мандельштам» даже если и создадут шедевр, то на него никто не обратит внимания. Они не созвучны. Они мешают рыть очередной «Котлован» для заложения «новой жизни».

 

Может быть, поэтому я так люблю Чехию (исключим Вацлавак!), что она традиционно, как ни одна из европейских стран, умеет в обиходной жизни хранить прошлое.

 

Извини, выпил пива – пятница! Может быть, слишком красиво и смутно.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

2 MaximK

Выглядит, нарисованное тобой действительно ужасающе, но... при всем моем отношение к современной пошлости, я не наблюдаю и доли того, что описываешь ты. Обнаружение конца культурного процесса, могу объяснить только пятничным пивом. Наверное, это было что-то темное? Крушовице, небось :) ? Иначе откуда такие такой сумрак в довольно освещенном месте. Уж не Лукьяненко ли припустил? Если серьезно, все идет как надо - литература, имхо, развивается очень даже логично, просто шелуха, естественная часть процесса отделения зерен от плевел.

Какие-то школы исчезли!? :huh: Ну и хрен с ними! Писатель это жуткий индивидуалист по сути. Он развивается в своем коконе, а групповуха потом, может стать причиной неправильного определения отцовства ;) . Я, лично, не читаю писателей-мистиков, а читаю Булгагова!

Ты вспомнил язык взаимопонимания! Да на радикализме отношения поколений вырастало не одно гениальное произведение приходящего в мир автора!

А твой же набор писателей "старой школы" изначально эклектичен. Зощенко и Достоевский "не близнецы братья", как в прочем и Платонов с Мандельштамом. Надо отделять мухи от котлет. Зощенко через лет 50 вообще никто не вспомнит, как впрочем и Платонова, они хороши только в контексте своего времени. А вот Федор Михайлович, он навсегда, ну по крайней мере надолго. И потом куда у тебя подевались Толстая, Улицкая, Пелевин ( спорно конечно), Маканин и в конце концов тот же Акунин. Они что, оставлены тобой без наследства? За что ты их так?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Эпиграф: «Изумительна моя судьба. Нужно же было родиться в такое время! Взять бы литературу: ведь на моих глазах началась и длиться ее позорная гибель, превращение ее в самый бесстыдный и отвратительный балаган…» (Бунин, 1926)

 

Arki

 

"Не могу молчать!" Забыть Мандельштама и упиться Улицкой! Не-е-е-т, «тюрю я кушать» не буду. Мне «стихов виноградное мясо…» приятней.

Кстати, интересно, столетний юбилей Мандельштама отмечался в Праге и довольно представительно. В Москве – ни гу-гу. Это я к чешскому менталитету.

 

А твой же набор писателей "старой школы" изначально эклектичен

Что значит «эклектичен»? Какое-то неуместное определение. Я же не квартиру обставляю. Так выглядит часть нашего многообразного литературного наследия.

 

Извини, но Достоевский у тебя выглядит немножко «со слуха», как «Пушкин_наше_все», как неизменный «ЧеКхов» у американцев, когда они пытаются завести речь о русской культуре. О Зощенке и Платонове чуть позже.

 

Вообще-то я говорил о культурном процессе в целом. О литературе — в частности.

Но раз уж мы сосредоточились на литературе, так о ней и поговорим.

 

Не буду обсуждать приведенный тобой список. Единственно, с чем согласен, что на первом месте в нем Толстая. Но ведь и не список важен! Для полноценного литературного процесса, кроме другого прочего, необходимо еще и наличие читателей. Значительная часть общества должна быть в этот процесс вовлечена. Как и всякое искусство, литература это диалог с обществом. А вот его то и нет. Ты же не будешь спорить, что подавляющая часть русского общества, да и не только русского, удовлетворяют свои духовные запросы мобильником или компом. Конечно, что-то еще теплится в нашей культуре. Так же, наверное, теплится жизнь в лужах бывшего Аральского моря. И только если этого моря раньше не видеть, можно считать лужи полноценными водоемами.

 

 

Да на радикализме отношения поколений вырастало не одно гениальное произведение приходящего в мир автора!

 

Вообще весь русский литературный процесс, все «золотые и серебрянные» века — это всего сто лет. Та понятная нам литература, о которой мы говорим, -- наследница европейских традиций, -- началась, в общем-то, с Пушкина и Гоголя в начале 19 столетия (заметь, без всякого радикализма, с бережным подхватом национальных традиций). На таком обозримом отрезке времени легко можно заметить, что первый раз «радикально» литературный процесс прерывается с приходом к власти большевиков.

 

«Мы во власти мятежного бурного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»,

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!…

(В.Кириллов)

 

Ну, и каких «гениев» этот радикализм выдвинул? Ну, с натяжкой, Маяковского. Его можно назвать новатором, Асеев, Сельвинский,.. дальше — всякий футуристический «Дыр Бул Щир» Крученые и Саши Красные. А многие мужественные рубаки вроде Н.Тихонова, Джека Алтаузена писали – "по-старому", без новаций, новизна заключалась только разве в воспевании братоубийства в интересах революции.

Бунин по этому поводу: "А.К.Толстой когда-то писал: «Когда я вспоминаю о красоте русской истории до проклятых монголов, мне хочется броситься на землю и кататься от отчаяния». В русской литературе еще вчера были Пушкины, Толстые, а теперь одни проклятые монголы". (1918).

 

Сделаем скидку на остроту исторического момента и широту бунинского обобщения –«немонголы» еще оставались, те что творили вопреки «радикальным» новациям большевизма, продолжая и развивая прежние литературные традиции.

Года до 25-го литературный процесс все еще кое-как стихийно продолжается. Цветаева может выступать перед красноармейцами с белогвардейскими стихами, а перед белогвардейцами — наоборот, Есенин и крестьянские поэты могут оплакивать деревню и воспевать святую Русь. Проводятся диспуты, «литературные суды» над писателями, стихи читаются на каждом углу.

 

Но приблизительно года с 25-го в литературный процесс вмешивается Иосиф Виссарионович и весь этот разгул пресекает. Он железной рукой принимается за чистку русской литературы и селекцию в рядах пишущей братии: появляются "враги", "союзники", "попутчики"…

 

В общем, вскоре часть литературного процесса оказывается заграницей: в Париже, Праге, Берлине, Шанхае, и теплится там до недавних времен, подпитывая по временам наш советский остаток процесса. Часть уничтожена, а часть оставлена живьем при Отце Народов, который, как известно, высоко ценил литературу и поэзию и ожидал от оставленных в живых увековечивания своего имени. (Так что за то, что ты не знаешь и не можешь вполне оценить Зощенко, и многих других, за то, что они исключены из твоего «культурного обихода», можешь сказать спасибо Сталину, Луначарскому, Жданову и мн. др., а вовсе не какому-то там иллюзорному прогрессу в нашем современном мировоззрении).

 

С «оттепели» шестидесятых процесс начал вроде бы оживать. Нам понемногу стали давать «почитать» Булгакова, Бабеля, поэтов «серебрянного века», и даже Протопопа Аввакума. Появляется Солженицын, «поколение 20-го съезда», «Лианозовская группа», «Союз Молодых Гениев», Бродский, питерские поэты, барды, Максимов, Аксенов, Владимов,… «деревенщики», «Новый Мир», «Литературная газета». Литература опять становится активной участницей жизни. Опять появляются альманахи, журналы, встречи с писателями, чтения, вечера. Тогда еще помогла заграница. Хоть и с подрывными целями ввозилась «старая» литература и поддерживалась новая, но ведь все на пользу.

Вот это – процесс.

Но второго переустройства общества наша литература, да и вся культура не выдержали.

Оказывается, культура легко уничтожается баблом и технологиями.

 

 

Писатель это жуткий индивидуалист по сути. Он развивается в своем коконе

 

Этот индивидуалистический писательский «кокон» -- вынужденное положение современного писателя или поза. На самом деле каждый (тот, который детективы и дамские романы строчить не умеет), потихоньку кричит мандельштамовское «Читателя, советчика, врача!..».

Или вот бунинское: «Талант талантом, а все-таки «всякая сосна своему бору шумит». А где мой бор, с кем и кому мне шуметь?»

И собратья, и «цех» писателю нужны. Объединения, «волны», «направления», «Акмеисты», «Обериуты», «Серапионовы братья» — это не праздная тусовка, это литературные, эстетические школы, со своим языком, со своей системой ценностей. Без школ, мастерских, не существует ни одно искусство, иначе оно просто не развивается.

 

 

И еще раз про преемственность:

 

Адамович Г.В. о И.А.Бунине: «По возрасту он принадлежал скорей к нашему веку, но больше чем кто-либо другой напоминал своим присутствием о связи столетий и о роковой опасности исчезновения преемственности и пренебрежении ею... Он был символом связи с прошлым: не в каком-либо реставрационном, социально-политическом смысле, а с прошлым как с миром, где всему было свое место, где не возникало на каждом шагу безответное недоумение<>» -- какое возникает у тебя, когда я говорю о Зощенке и Платонове :)

 

А как выглядит преемственность и «нерадикальная» творческая работа с традициями можно узнать из "Шестой повести Белкина" М.Зощенко :)

Это серьезный Зощенко. Он так же серьезен и даже научен в «Перед восходом солнца» и «Повести о разуме», но при этом абсолютно ясен и прост. Это серьезный психоаналитический труд и при этом, литература. Ничего подобного в русской литературе до него не было.

 

Еще другой Зощенко – траги-комик: «Сентиментальные повести» («Сирень цветет», «Коза», «Аполлон и Тамара, «Срашная ночь» и др. В них из комических ситуаций, мелких событий и незначительных деталей, вырастает высокая трагедия. Не меняя своего, «зощенковского» строя речи он постепенно доводить до слез.

 

Смешной Зощенко – о вечном общечеловеческом – «Голубая книга».

 

На Платонова у меня уже сил не хватит..

В общем, как сказал В.Набоков, «Истинная литература – это феномем языка, а не феномен идей». Я абсолютно солидарен с Набоковым, поэтому и Зощенко, и Платонов для меня гении.

 

 

P.S. Читать художественные тексты в интернете -- мука. Абзацы разорваны, без отступов, с ошибками распознавания сканов. В общем, никаких книжных традиций!

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Уважаемый MaximK, не вижу смысла продолжать здесь эту дискуссию. Хотите - можем за пивом, только, плз, без цитатников в кармане. С "совковых" уроков не люблю, когда для доказательства своих мыслей пользуются чужими. Я так же не перевариваю эпиграфы. Если вы готовы придти только с оригинальными своими идеями, готов к встрече. За каждую чужую мысль ставите мне пиво, заодно завезете меня домой - дойти сам вероятно буду не в состоянии. B)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Arki

 

А как же мы будем беседовать за литературу без цитат? :blink:

 

За каждую чужую мысль ставите мне пиво

Хорошо, идет! Начнем прямо сейчас, и первое пиво с тебя, за твою самую большую цитату в начале темы :lol:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Odpovědět na toto téma...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.




  • Kdo si právě prohlíží tuto stránku

    Žádný registrovaný uživatel si neprohlíží tuto stránku