224 hlasů

  1. 1. Куда податься Крыму?

    • В RU
      94
    • В UA
      58
    • Создать независимое государство.
      34
    • Мне все равно
      38

  • Prosím přihlašte se nebo zaregistrujte, abyste mohl hlasovat v této anketě .

Recommended Posts

Вообще-то он еще был и Великим князем всея Руси.

 

Всея Русь звучит конечно же громко. Но маловата была и не Россия таки. :shetina:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Если вспомнить, что у Руси были серьезные связи с Византией, а матерью Василия III была София Палеолог, а потом еще вспомнить, что греческий язык был по сути языком международного общения, то греческий вариант названия России вполне допустим.

 

И потом, не хочешь же ты сказать, что звание Патриарх Московский и Всея Руси (без персоналий) не тянет на патриарха всей России? :) Русь-Россия - это одно и то же слово, только второе греческий вариант первого.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Я как-то более ассоциирую название Россия уже с имперским периодом.

 

Кстати, прочитал недавно творение Акунина - часть про ордынский период. Любопытное чтиво.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

из Википедии

 

Самой знаменитой русской короной стала Шапка Мономаха, по всей вероятности, присланная в XIV веке князю Ивану Калите из Золотой Орды ханом Узбеком в знак вассалитета. При Василии III эта история забылась, и шапке была сочинена «константинопольская» родословная, возводящая ее к Владимиру Мономаху и его деду императору Константину Мономаху. Есть вероятность[1], что именно Василий, потомок другого константинопольского императора, стал первым русским государем, коронованным («венчанным на великое княжение») Шапкой Мономаха (сведений о подобном обряде над ним не сохранилось), хотя, возможно, она носилась и великими князьями после Калиты.

 

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2].

 

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[1]. В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
прочитал недавно творение Акунина

 

а зря :)

 

Причем тут шапка и ее происхождение, не очень понял. Но понял одно - это очень важно :)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Думаю, что таки не зря.

 

В XVI веке в результате укрепления власти правящего монарха — великого князя, а с 1547 года царя — Московское княжество превратилось в династическое государство. Его главными задачами было сохранение и расширение вотчины государя, а также обеспечение наследственной передачи власти. На Руси долгое время не было чёткого порядка наследования престола. Длительное отсутствие сына в семье и ранняя смерть отца при малолетнем ребёнке, как в случае с отцом Ивана Грозного Василием III, хрупкое здоровье наследника и высокая детская смертность вызывали тревогу за судьбу династии.

 

Поэтому московские государи обычно использовали целый комплекс мер, чтобы гарантировать передачу власти наследнику. Среди них — составление завещаний, пышная церемония венчания на престол, создание мифических историй о древнем происхождении династии и активное использование регалий в придворных ритуалах.

 

Со временем именно Шапка Мономаха стала самой важной регалией. Этой шапкой венчались русские цари во время официальной церемонии восшествия на престол. Её высокий престиж объяснялся легендой о происхождении головного убора: киевский князь Владимир Мономах (1113-1125) якобы получил его в подарок от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха после организованного Владимиром похода на Византию. Тем самым шапка Мономаха стала символом преемственности власти московских царей от византийских императоров и киевских князей.

 

Историки давно установили, что эта легенда полностью фантастична. Достаточно сказать, что Константин Мономах умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года, и тот, конечно, не мог организовать никакого похода при жизни императора. Степень родства Константина и Владимира также неясна, так как византийские источники ничего не сообщают о дочерях императора (1).

 

Но откуда шапка появилась на самом деле?

Здесь учёные расходятся во мнениях. Обычно считается, что головной убор находился в казне московских князей ещё со времён Ивана Даниловича Калиты (1325-1340), но назывался он тогда не «Шапкой Мономаха», а просто «золотой шапкой». Основываясь на стилистике и технике украшения шапки, специалисты обычно считают, что она была изготовлена восточными мастерами. Многие учёные связывают происхождение шапки с ханом Узбеком (1313-1341). Согласно Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Иван Калита получил шапку после смерти своего родного брата Юрия Даниловича, который был женат на сестре Узбека Кончаке. По мнению Г. Д. Филимонова, шапка была прислана Ивану Даниловичу Узбеком, а тот в свою очередь получил её от своего родственника, египетского султана в 1317 году (сама шапка была сделана в Каире в XIV веке). И. А. Бобровницкая также считает, что шапка поступила от Узбека, но отвергает идею о её происхождении из Египта. В то же время Н. В. Жилина полагает, что Иван Калита мог приобрести шапку в генуэзской колонии Кафе в Крыму (2).

 

Специалисты находят среди украшений шапки черты разных культурных традиций, при этом монгольские элементы явно преобладают. Подобная эклектика объясняется сложной историей и идейным значением Шапки Мономаха, которая была собрана из древних деталей восточных шлемов, но представлялась как византийский венец.

 

Чтобы установить время появления шапки, важно определить, когда на Руси мог возникнуть интерес к подобному переплетению разных культур. Сплав византийской и татарской культур типичен именно для времени Василия III. С одной стороны, в правление Василия правящие круги активно продвигали идею о преемственности его власти от византийских императоров. От иерархов константинопольской православной церкви в Москву поступали льстивые отзывы о Василии III как об «истинном православном царе». Интерес к византийскому наследию отразился в легенде о происхождении Шапки Мономаха и в украшении её подвесками наподобие венца византийских императоров.

 

С другой стороны, в правление Василия III продолжалось тесное взаимодействие Москвы с татарским миром. Василий стремился к установлению династических связей с представителями татарской знати: его зятем стал крещёный под именем Петра татарский царевич Кудайкул.

 

Тюрко-монгольская традиция репрезентации высшей власти ярко проявилась в династическом головном уборе, созданном по заказу Василия. Он заказал для сына Ивана типичный восточный династический шлем с куфическими знаками, которые некоторые арабисты читают как «Аллах Мухаммед» (сокращённый вариант фразы «Велик Аллах, и Мухаммед пророк его») (12).

 

Появление Шапки Мономаха связано с династическим кризисом конца правления Ивана III и культурной обстановкой, сложившейся во времена правления Василия III. Стремясь доказать законность своей власти, Василий и его идеологи активно использовали и византийские, и татарские культурные традиции. Не случайно в неофициальных публицистических произведениях Василий III наделялся пышным титулом, в котором присутствовали как греческие, так и татарские элементы (13).

 

источник

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Так, в википедии все это сжато и со ссылками на источники изложено. Меня в общем-то заботит вопрос, а как это к теме имеет отношение? Нет, это безусловно интересно, что история России сложна и многогранна, но всё же.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Легитимность элиты всегда носит сакральный характер и требует подтверждения в виде особых символов и регалий. Значительная часть таких государственных символов и регалий Московской Руси и позднее Российского царства имела явное или косвенное восточное, мусульманское происхождение.

 

1. Шапка Мономаха – древнейшая из сохранившихся государственных регалий Руси, представляет собой головной убор, верх которого состоит из 8 золотых пластин, покрытых тончайшим узором – сканью из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветков лотоса; низ шапки окаймлен широкой орнаментальной полосой-плетенкой и опушкой из соболя. Позднее к этой древнейшей части шапки было добавлено гравированное и резное навершие с крестом с жемчужинами на концах. В целом шапка Мономаха напоминает восточный головной убор. Она являлась символом высшей власти на Руси в 1428–1721 гг., использовалась при венчании всех царей до появления императорских регалий.

 

Хотя название шапки отсылает к киевскому великому князю Владимиру Мономаху (прав. в 1113–1125 гг.), впервые она появляется в казне московского князя Ивана Калиты (прав. в 1326–1340 гг.). Для специалистов очевидно восточное происхождение этой регалии, но они разнятся в географии страны изготовления регалии. Существует три версии ее происхождения: (1) византийская – шапку прислал дед Мономаха византийский император Константин IX (прав. в 1042–1055 гг.) – явно мифологическая и несостоятельная во всех отношениях, начиная от хронологического разрыва между дедом и внуком и заканчивая несоответствием шапки Мономаха тем коронам, которые были приняты в Византии; (2) арабская – шапка сделана мастером при дворе египетского султана аль-Малик ан-Насир ибн Калауна (1293–1340) и в 1317 г. послана хану Узбеку, который подарил ее Ивану Калите – несколько фантастическая, базируется только на сходстве цветка лотоса с этой регалии с арабскими орнаментальными формами; (3) ордынская – шапка изготовлена в Золотой Орде и подарена ханом Узбеком его шурину Ивану Калите – наиболее трезвая. Принять последнюю версию мешает только гипертрофированное негативное идеологическое отношение к ордынскому наследию в российской официальной истории.

 

Между тем, Иван Калита и хан Узбек были чрезвычайно тесно связаны и по политической линии, и родственными узами: хан выдал свою сестру Кончаку замуж за московского князя Юрия Даниловича – брата Калиты; возвышение Калиты произошло в результате того, что он помог ханским войскам разгромить антитатарское восстание в Твери в 1327 г.; именно Калиту поддержал хан в вопросе получения великого княжества Владимирского в 1328–1331 гг., после чего великими князьями были московские правители; именно при Калите ордынскими властями была отменена система баскачества, и право сбора налогов перешло к великим князьям. В подтверждение ордынской версии происхождения регалии следует привести археологическую находку под Можайском в слоях XIV в. золотой пластинки, идентичной тем, из которых собрана шапка Мономаха – ни арабских, ни византийских аналогичных памятников этого времени на Руси просто не могло существовать в природе. Согласно современным исследователям, технология исполнения и комплекс орнаментальных мотивов, примененные в шапке Мономаха, присущ искусству Золотой Орды и встречается на предметах, найденных в Болгарах и в Крыму. Наконец, по описаниям немецкого дипломата С. Герберштейна, в начале XVI в. на этой регалии еще был зубчатый венец, который всегда присутствует на изображениях корон властителей Хулагуидов (одна из ветвей Чингизидов, правившая в Иране) на иранских миниатюрах – впоследствии замененный на крест. Казанские историки полагают, что шапка Мономаха, прототипом которой была корона Узбека, явилась подарком хана Калите за разгром восстания в Твери 1327 г.

 

татарский источник

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
я приковывал взоры общественности к вопиющему поведению крымцев :).

 

Это были ордынские разборки. Ты же сам написал, что в Кремле сидел смотрящий золотоордынец - зятёк Кудайкула, он же Пётр. Боролись за право предоставления "крыши".

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

О шапке Мономаха не очень понятно... когда еще будучи школьницей была в Оружейной палате - об этом говорили, поэтому никакого секрета в этом нет.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
О шапке Мономаха не очень понятно...

А что непонятно виноват Путин , нет не так - виноваты татары - подарили моск :censored:м ордынскую шапку,

и сели те навечно на Киевский трон, не давая свободной Украине присоединиться к Европе уже в ХI веке. :)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

В веке XI уже присоединились - варяги пришли сами :) , а потом уже нечему было присоединяться - после монголо-татар называлось Дикое поле.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Спустя год после референдума о воссоединении Крыма с Россией жители полуострова – украинцы, русские, крымские татары – считают, что жить стало лучше, чем в составе Украины, пишет американский журнал Forbes со ссылкой на данные соцопросов.

И Форбес Путин скупил. Что для либералов осталось?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Крымский аэропорт в Симферополе проводит реконструкцию, в том числе строительство новых терминалов, за счет собственных средств, в наступающем курортном сезоне аэропорт рассчитывает принимать до 200 рейсов в день, сообщил глава полуострова Сергей Аксенов.

А караван идёт.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Odpovědět na toto téma...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.




  • Kdo si právě prohlíží tuto stránku

    Žádný registrovaný uživatel si neprohlíží tuto stránku