KOTRPA 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno July 22, 2004 Интересно.Но мне совершенно непонятно откуда взялись пара выводов.Например: Воланд, прощаясь с Мастером, говорит: «Воспоминания об Иешуа Га-Ноцри уже никогда больше не будут тебя беспокоить». То есть в душе Мастера уже не осталось места для Христа, для памяти о Голгофской Жертве. Для меня финал с уходящими в лунном свете Пилатом, Иешуа и Бангой -- это как торжество справедливости, мира и примирения. Почему Мастер что-то должен забыть? Его лишь перестанут беспокоить воспоминания, как нас перестают беспокоить воспоминания об ошибке, которую мы совершили, после того как она исправлена и мы заслужили прощение. Воланд мне все-же видится личностью. Безмерно уставшим, кстати. И более воплощением справедливого возмездия, чем греха. трагедия Мастера в том, что он переиначил Евангелие. Это к чему? Мастер (если мы говорим о персонаже), не переиначивал Евангелие. То, что было им написано -- это как взгляд со стороны. Для сравнения можно задуматься как бы сейчас все эти события преподнесли, например, в CNN. imho -- взгляд любого религиозного деятеля на это произведение всегда будет нести следы "профессиональной деформации". Что на самом деле не есть плохо для нас, даже интересно. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
kuska 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno July 22, 2004 QUOTE (KOTRPA @ Jul 22 2004, 17:43) Почему Мастер что-то должен забыть? Его лишь перестанут беспокоить воспоминания "...и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя..." Забыл-таки. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky