Человек который смеется.

Русская эмиграция в Праге 1920-1930-е годы

Recommended Posts

Прочитал эту статью .....Все повторяется ....

 

 

В 20-30-е годы ХХ века в Чехословакии оказались около 35 тысяч русских эмигрантов

 

Особую группу русских эмигрантов, осевших в Праге, составляли многие из сотен высланных за пределы Советской России профессоров, преподавателей высшей школы, чьи философские и политические воззрения не совпадали с официальными идеологическими установками.

 

28 июля 1921 года правительством Чехословакии был создан Межминистерский комитет, в задачу которого входили помощь голодающим в России и содействие прибывавшим в страну русским эмигрантам. Образование этого комитета по существу положило начало так называемой Русской вспомогательной акции. Помощь, оказанная русским эмигрантам, была весьма существенна. В общей сложности, на проведение Русской вспомогательной акции было израсходовано 616 млн. чехословацких крон. Это были немалые деньги. Благодаря им только в 20-е годы в Праге получили высшее образование около 11 тысяч русских студентов, что составило почти половину из общего числа всех эмигрантов, окончивших тогда высшую школу за рубежом. При поддержке властей в Праге функционировали три русских института (юридический, педагогический, сельскохозяйственный) и Русский народный университет, где обучались не только русские, но и чехи. Кроме того, многие молодые эмигранты оканчивали чешские высшие учебные заведения.

 

Благосклонность правительства Чехословацкой Республики (ЧСР) и финансовая поддержка создавали более благоприятные, нежели в других странах, условия для жизни и деятельности русской эмиграции. Поэтому совсем не случайно в 20-е годы Прага стала одним из самых значительных и крупных культурных не только для живших в ней эмигрантов, но и для всей тогдашней русской диаспоры. О многоликой и очень интенсивной общественной работе российской эмиграции в Чехословакии свидетельствует множество созданных в 20-е годы организаций. Вот только некоторые из них: Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор); Административная комиссия русских земледельцев; Союз русских педагогов средней и низшей школ в Чехословакии; Общество русских врачей в ЧСР; Общество русских инженеров и техников в ЧСР; Ссудо-сберегательная касса "Славянская взаимность" в Праге; Строительное товарищество; Комитет по борьбе с туберкулезом; Здравница пражского Земгора; Русская юридическая консультация Земгора в Праге и т.д. Наиболее значительным и влиятельным из них был пражский Земгор, в задачу которого входило "оказание помощи во всех ее видах российским гражданам, находившимся в Чехословацкой Республике".

 

Если говорить о собственно культурных русских учреждениях в ЧСР, в основном находившихся в Праге, то их также было множество. Наиболее раннее и крупное из них – Чешско-русская еднота (единство – Л.К.). Оно было образовано 28 апреля 1919 года и в ее задачи входило: развитие чехословацко-русской взаимности, изучение русской жизни и знакомство с нею общественности Чехословакии, распространение знаний о жизни чехов и словаков среди русских. В деятельности Едноты принимали участие как русские, так и чехи.

 

Второй по значимости культурной организацией эмигрантов в Праге являлся Русский очаг, начавший свое существование с ноября 1924 года. По мысли его организаторов, Алисы Масарик и Джона Крейна, Русский очаг должен был удовлетворить духовные и культурные потребности русской колонии в Праге, русской учащейся молодежи в частности. Заведующая Очагом и его непосредственной руководительницей стала графиня С.В. Панина. В ее распоряжении было два больших помещения. В одном находилась бесплатная библиотека-читальня, которая работала ежедневно с 8 часов утра до 19 часов 30 минут вечера. Другое помещение использовалось различными русскими культурными объединениями и обществами для учебных занятий, съездов, выставок, собраний и т.д. Только за два первых года существования в Очаге прошло 367 собраний разных обществ и организаций. Одно из них было посвящено учреждению комитета "Дня русской культуры".

 

В 1925 г. несколько русских эмигрантских организаций внесли предложение всем оказавшимся за рубежом русским ежегодно и повсеместно праздновать "День русской культуры", приурочив его ко дню рождения А.С. Пушкина. Русские пражане живо откликнулись на это предложение и создали комитет "Дня русской культуры". Комитет готовил и выпускал книги о русской литературе, искусстве, музыке, науке, как на русском, так и на чешском языках. В 1932 году при содействии русских эмигрантов в Праге была организована выставка "Пушкин и его эпоха". Самое активное участие приняли эмигранты и в проведении пушкинской годовщины в 1937 году, которая отмечалась в Чехии очень широко.

 

Особенность культурной жизни русских пражан состояла в их ревностном стремлении сберечь национальные духовные ценности. В этом отношении показательно создание ими на чужбине ряда больших и малых библиотек. К числу больших относилась, например, библиотека Земгора в Праге. Нельзя не сказать и о Славянской библиотеке. В настоящее время фонды Славянской библиотеки насчитывают свыше 600 тысяч изданий. Она является одним из крупнейших в Европе специализированным хранилищем славянских книг. Кроме относительно больших библиотек, было множество меньших (они имелись почти при всех эмигрантских обществах и учебных заведениях). Самым крупным эмигрантским архивом в Праге являлся Русский заграничный исторический архив. Он был основан в 1923 году как один из отделов библиотеки Земгора, где хранились разного рода рукописи и документы. В годы немецкой оккупации Чехии деятельность архива была приостановлена. После окончания второй мировой войны документальная часть архива переместилась в Москву, а газеты, журналы и книги были переданы Славянской библиотеке.

 

Уже в 20-е годы у многих культурных деятелей эмиграции вызревали мысли о создании в Праге культурно-исторического музея, экспонаты которого позволяли бы оторванным от родины русским чувствовать свою связь с ней не только умозрительно, чрез книги, но и посредством знакомства с материальными предметами, дающими представление о русской истории и культуре. Такой музей по инициативе В.Ф. Булгакова (бывшего секретаря Л.Н. Толстого) был создан, чему немало способствовали многие эмигранты из всех стран мира. Торжественное открытие Культурно-исторического музея в Праге, или как его еще называли Музея русской эмиграции, состоялось в сентябре 1935 года. Он размещался в находившимся неподалеку от чешской столицы Збраславском замке. За первые три года его посетило 6 тысяч человек.

 

Виды культурной деятельности россиян в Праге и ее организационные формы были весьма многообразны и порой несколько необычны. В 1923-1925 гг. неподалеку от Праги в красивом старинном городке Збраславе каждую пятницу и раз в две недели зимой собиралась для встреч и бесед осевшая в Праге русская интеллигенция. В известной мере подобны "Збраславским пятницам" по типу деятельности были кружки русской интеллигенции в расположенных близ Праги местечках Черношице, Ржевнице, Вшенорско-Мокропсинсикй русский клуб, получивший наименование от названия двух находившихся недалеко от Праги деревень – Вшеноры и Горни Мокропси, где, как и в Черношице и Ржевнице, жило много русских. Во Вшенорах, в частности, жили Цветаева и Эфрон, Чириковы, семья Л.Андреева.

 

Еще одним средоточием культурной сил русских пражан являлась образованная в 1921 году Артистическо-литературно-музыкально-художественная федерация, объединявшая 93 артиста, 26 литераторов, 18 музыкантов и 16 художников. Председателем правления являлся Е.Н. Чириков, его заместителем – артист В.Х. Владимиров. Федерация занималась проводившимися русскими в Праге и других городах культурными мероприятиями (концерты, всевозможные художественные выступления, выставки), следила за их профессиональным уровнем.

 

Большим событием в жизни эмигрантов были приезды в Прагу с лекциями и выступлениями Деникина и Милюкова, писателей Бунина, Шмелева, Зайцева, Бальмонта и других. С восторгом встречали в Праге гастроли А.Павловой, Т.Карсавиной, дягилевского балета, вечера О.В. Гзовской. С аншлагами шли спектакли оказавшейся в Праге группы артистов МХТ, среди которых большой популярностью в середине 20-х годов пользовалась М.Н. Германова. В 1928 году Прагу посетил Шаляпин.

 

Весьма интенсивной являлась издательская деятельность русских эмигрантов. Достаточно сказать, что в Праге в 20-е годы существовали русские издательства "Наша речь", "Пламя", "Кремль", "Воля России", "Крестьянская Россия". Самым мощным из них было "Пламя". Этими и другими издательствами выпускались тысячи книг, которые расходились по всему миру. Это были издания русских классиков, учебники, научные труды и т.д. немало в Праге было и русских периодических изданий. Если говорить о тех из них, которые посвящали свои страницы вопросам культуры, то это еженедельники "Огни" и "Неделя", толстые журналы "Воля России", "Студенческие годы", "Своими путями". Кроме них, чешское издательство "Орбис" выпускало на русском языке журнал "Центральная Европа".

Все эти издания создавали необходимые условия для работы находившихся в Праге русских литераторов, у которых имелось несколько организаций. Оказавшихся в изгнании писателей и журналистов объединил Союз писателей, который, с согласия правительства ЧСР, был основан в 1922 году. Председателем его правления при основании являлся П.А. Сорокин, товарищем председателя – Е.А. Ляцкий. Молодое поколение русских литераторов, начавших писать лишь в Праге, главным образом поэтов, собиралось в кружке, называвшемся "Скит поэтов". Наряду со "Скитом поэтов" существовал еще кружок "Далиборка". Существовали в Праге также "Вторники "Воли России".

 

Особо следует остановиться на собственно творческой жизни русских писателей в Праге. Волею судьбы здесь оказались и постоянно жили А.Т. Аверченко, С.Н. Чириков, Д.М. Ратгауз, Вас.И. Немирович-Данченко, М.И. Цветаева, В.Ф. Булгаков. Некоторые писатели-эмигранты (Ходасевич, Амфитеатров, Бунин, Зайцев, Шмелев, Бальмонт, Степун) бывали в Праге временно. Все они активно печатались в Праге. А многие (Куприн, Ремизов, Мережковский, Гиппиус, А.Черный и другие) сотрудничали с пражскими издательствами и журналами, живя во Франции.

 

Апогеем активности и многообразия культурной деятельности русских эмигрантов явились 20-е годы. К началу следующего десятилетия она пошла на убыль. Старше поколение постепенно уходило, а значительная часть младшего после завершения образования уезжала из Чехословакии в поисках работы в Америку, крупные европейские страны, даже в Африку. А кто-то возвращался на родину.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

А ссылку на статью можно?

Пересекается с темой моей дипломной работы в универе. :)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Сомневаюсь я, что все повторяется. Изначальные данные разные.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Старше поколение постепенно уходило, а значительная часть младшего после завершения образования уезжала из Чехословакии в поисках работы в Америку, крупные европейские страны, даже в Африку. А кто-то возвращался на родину.

 

Очень похоже .. :rolleyes:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Угу, особенно про поиски работы в Африке... :craazy:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Можно, конечно, пофлудить долго и нудно,

но я скажу коротко - ё-моё, дорогая Редакция,

и чего же "похожего" нашёл ТС?

Примазался каким-то боком к уничтоженной русской интеллигенции 20х?

 

 

 

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
и чего же "похожего" нашёл ТС?

 

Ну почему же, та интеллигениция издавала книги, нынешняя - пражский экспресс. Прогресс на лице так-скть.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
дорогая Редакция, и чего же "похожего" нашёл ТС?

Примазался каким-то боком к уничтоженной русской интеллигенции 20х?

Тогда.

Революция, приведшая к смене политического устройства на другое, ВЫНУЖДАЛА людей, которые понимали, что с этим устройством неуживутся покидать Родину и за границей им помогали. Бескорыстно. В том числе материально, ибо с собой они мало что могли привезти, кроме мазгофф...

Теперь.

-Откудава едут? И там и там капитализм. Не ВЫНУЖДЕННО а ДОБРОВОЛЬНО.

-Кто, собственно, едет? Такие вот -редкость.

-Помогают интеллигенции? Бескорыстно? Кто?? Да в приезде новых и состоит заработок, смысл деятельности.

 

Дим прав.

И немного ОФА,для понимания.

Дим поскромничал или побоялся, что этот "какой-то бок" да не описал.

Видимо не имел личного опыта. Я имел. И слово интеллигент(на котором базируется приведенная им статья) далеко не со словаря топикстартера. Стырено для манипуляции. Если он способен громко, на глазах у все КВ Арены обматерить виртрульного оппонента, случайно встретив его, отборным матом, да еще и в присутствии несовершеннолетней дочери оппонента, поднявшей от удивления брови вверх "Хто це?(Это твои форумские друзья такие? Или и ты такой?")...- Это лицо интеллигента? Или интеллигентным будет его ответ на это моё замечание? Не верю, однако. Но почитаю.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Дим прав.

Прав, конечно. :) Наверняка многие об этом подумали, но не стали это писать.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

А мне знаете, что интересно, насколько же в нас убито стремление пользоваться многими своими демократическими правами - той же свободой объединения к примеру. Мы не хотим участвовать ни в каких организациях, тем более их создавать. Нам это претит, вызывает пренебрежение - "мы то знаем, для чего и кому это все надо". Видимо, так сильно загоняли нас в другие, что совсем охоту отбили. А раньше, видать, так не было. И это еще не касаясь вопроса о нац. самосознании и проч.  

 

Вот вам еще различие между той эмиграцией и нынешней.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Ocean, так создай ее - эту организацию.

Я вот, например, не вижу, что бы я мог создать за организацию. Единственное - клуб любителей русского романса :)

А так - нет идейной линии. И поэтому - нет тенденции объединяться. А действительно - зачем? У вас есть на это ответ?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Не-не, "мы" включает в себя "я" :)

 

Я уж точно не способна и не желаю объединять/ся и призывать/ся.

 

Мне вот и интересно, почему так. Просто то самое слово "интеллегенция" несет в себе в том числе и вот эту вот "идейную" составляющую. Мне скорее интересно даже не "куда что подевалось", а возможно ли "возрождение" этого.

 

 

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Вот вам еще различие ...

Различия ладно, а вот объединяет все волны одно: сильное желание свалить подальше из Великой и Могучей. Можно еще и более сильную французскую волну вспомнить.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Odpovědět na toto téma...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.




  • Kdo si právě prohlíží tuto stránku

    Žádný registrovaný uživatel si neprohlíží tuto stránku