Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Так как форму этот все-таки эмигрантский и во многом призван помогать эмигрантам в чужой стране, решила я поместить сюда выборочные отрывки из книги Михаила Веллера «Великий последний шанс», посвященные национальному вопросу (для тех, кто еще не читал).Возможно, кому-то выводы Веллера помогут лучше понять себя и свое положение на чужой земле. Думаю, что национальный вопрос - это актуаьная тема для многих участников форума. Иначе был бы вообще этот форум? Приветствуются разные мнения по поводу отрывков. Книга, конечно, неоднозначная. Выделения в тексте – Веллера. «Там, где есть больше одной национальности, всегда будет возникать национальный вопрос. Дело только в остроте, частоте, актуальности национального вопроса, в серьезности или случайности поводов к нему. Чем хуже жизнь, тем острее национальный вопрос. Когда все хорошо, так и волноваться нечего, – а когда плохо, отрицательные эмоции требуют вымещения: найти врага и вломить гаду, мешающему мне жить. Когда плохо, национальная «инакость» означает: это они отнимают «хорошесть» нашего жизненного пространства и портят ее, а нам не хватает. Заклинания типа «бандит не имеет национальности» – слащавая и мерзкая фальшь. Если уж ты имеешь национальность – имеешь ее в любых условиях. То есть: национальность есть, но она отвечает только за хорошие дела, а за плохие не отвечает. Этот современный бред базируется на отрицании идеи коллективной ответственности. А потому что человек не сам по себе! – да? А часть целого! – да? И кем бы ты ни был – ты все равно всегда останешься русским, или татарином, или евреем, или немцем. Промеж своего народа – ты отвечаешь только за себя. Промеж другого народа – ты отвечаешь еще за весь свой народ. Потому что национальность – один из автоматических индикаторов распознавательной системы «свой – чужой». Наш – не наш. На не своего внимательнее смотрят и взыскательнее судят. А поскольку каждая национальность имеет свой трафаретный образ во мнении другой национальности – ты находишься промеж другого народа не сам по себе, но в облачке трафаретного представления о тебе как национале. Это логично, естественно, неизбежно и правильно. Потому что любое слово означает понятие. И за словом «национальность» тоже стоит понятие. И невозможно такое, чтобы слово было, но ничего не обозначало. «Все равны» – не означает «все одинаковы». А потому, находясь среди другой национальности, особенно следует быть хорошим. Справедливым, честным, неагрессивным, скромным и трудолюбивым. Ибо во взгляде окружающих на каждый твой поступок накладывается еще и трафаретное представление о характере твоей нации, и эти два представления как бы суммируются. Все твои минусы будут всегда преувеличены, не сомневайся. А вот твои плюсы будут нравиться не всегда. Потому что у любого народа существует системный инстинкт. Он повелевает человеку держаться своих и гнать чужих. Системный инстинкт заставляет людей собираться в огромные сообщества, где уже возможно создавать цивилизацию и высвобождать средства на культуру. Он же заставляет народы враждовать и добиваться для себя как можно большего за счет других. Наше гуманное и либеральное время назвало это ксенофобией, расизмом и шовинизмом. Оно бы и так. Но пытаться идти поперек инстинктам – ведет к неврозам, социальным взрывам и крушениям. Как минимум – инстинкт надо учитывать, понимать его наличие и сущность, относиться к попыткам воздействия на него с большой осмотрительностью. Ибо все попытки «подправить природу» всегда кончались бедой. ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО СИСТЕМНОЕ НАРОД – ЭТО СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ КАЧЕСТВ И ПРИЗНАКОВ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СИСТЕМЕ А нам пытаются впарить, что это ничего не значит. Чувство справедливости народа всегда задевается с нехорошей стороны, когда пришлый, инородный элемент – хоть и своим трудом! – а начинает жить лучше коренных. Коренным это неприятно, унизительно, это задевает их достоинство, ущербляет самоуважение: у себя же дома! пустили каких-то! а теперь мы же по сравнению с ними менее значительны, бедноваты! Вы поймите правильно и погодите вопить о ксенофобии. Пускают-то беженцев, гонимых, бесправных, просителей, – хозяин на земле пускает рядом пожить нищих пришлых, на то его воля, мог бы и не пустить. Земля есть, люди мы все мирные, вам тоже кормить детей надо, живите, коли добрые люди. Пускающий куда значительнее, главнее пускаемого. А если бы видел он ясно, сказали бы ему, что пускает он людей, которые завтра будут куда зажиточнее его, и хозяйства их будут крепче, и урожаи выше, и дом красивей, и жизнь культурней по виду покупок – хрен бы он их пустил. Ни один идиот не хочет у себя же дома получить людей значительней и удачливей тебя. Хозяин таким образом переходит на более низкий социальный уровень, поймите вы! В своем собственном социуме он перестает быть наверху! Он больше не первый мужик на деревне – более крепкие вселились! Дорогие. Да это противоречит инстинктам человеческим. Они в этом от животных не отличаются. Занимать как можно более высокое место в иерархии своей стаи (социума) – это инстинкт встроенный, социообразующий, генетический отбор и построение социума здесь слиты воедино. Свою территорию надо охранять от любого, кто может тебя опустить! Завладеть лучшим куском, лучшим семейным партнером, лучшей лежкой! Слабый – пусть кормится на окраине стаи, вдруг там гены приличные бегают через два поколения, или заменит вожаков в случае эпидемии, или еще что. А конкурента – гони вон! дави и подчиняй! И каждый дорожит своим местом в иерархии стаи. А приход сильного чужака внутрь стаи опускает на ступень вниз всех предыдущих! Вы про людей? Они не стали жить хуже? Конечно стали! Ибо любой достаток относителен, если только пища и жилище для выживания вообще есть. Если другой стал жить лучше относительно меня – тем самым и я стал жить хуже относительно него. Разрыв между моим реальным и моим желаемым-возможным увеличился! А я в собственных глазах унизился, стал менее значителен. Если это свой, родной, местный – ну, из зависти, страшна крестьянская зависть к поднявшимся у всех народов, – можно ему и красного петуха под стреху подпустить. Если своего народа, но пришлый – чужак, сволочь богатая, при случае всегда нагадить можно, если он только уж таким добрым да хорошим себя не показал всем: а лучше разграбить да выгнать. Но если это люди другой; нации, и поднялись все – да это что ж такое? Это мы у себя же дома стали вторым сортом?! А у них и внешность другая, и религия, и язык с акцентом. НАРОДУ ОСКОРБИТЕЛЬНО ЖИТЬ ХУЖЕ ИНОРОДЦЕВ ИНОРОДЦУ ОТКАЗАНО В МОРАЛЬНОМ ПРАВЕ ЖИТЬ ЛУЧШЕ ДРУГИХ Хуже – пожалуйста. Сколько угодно. Еще и посочувствуют, если ты чистоплотен, кроток и трудолюбив. Кормись себе, живи. Мы люди терпимые, земля большая, дело всем найдется. БЕДНОСТЬ И ЗАВИСИМОСТЬ ИНОРОДЦА ПРИЯТНА И ПОВЫШАЕТ САМОУВАЖЕНИЕ Еще раз поймите. Не для того человек сладко жрет, чтоб от ожирения умереть. А чтоб удовольствие получить. А главнейшее удовольствие, комфорт душевный – осознавать свою главность и значимость, человеком достойным и крупным себя ощущать. А главнейший дискомфорт и неудовольствие – униженность, опущенностъ, умаление размеров и масштаба твоей личности с ее правами и возможностями, т.е. – уменьшение твоей главности. УСПЕХ ЧУЖОЙ НАЦИИ НА МОЕЙ ЗЕМЛЕ УМЕНЬШАЕТ УСПЕХ МОЕЙ НАЦИИ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ». Всегда знали: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А неолиберальная эпоха выдвинула новое положение: все уставы хороши в нашем едином монастыре, милости просим! Это наглая ложь и опасный бред! Да в Мекку или Медину тебя, неверную собаку немусульманскую, вообще не впустят, а проникнешь без спроса – казнят! Зато во всем мире отстаивают право строить мечети во всех христианских столицах! Вопя о гуманизме ислама! Но мы отвлеклись… Жестко констатируем простые положения. РАВЕНСТВА КУЛЬТУР НЕ СУЩЕСТВУЕТ Всегда это знали, Только сейчас сюсюкают обратное. Это французская, итальянская, английская культура могут равняться или подравниваться ревниво. Индийская, китайская, японская. А культура бушменов или зулусов – это культура в этнологическом, этнографическом, естественноописательном смысле слова с ее дикарской утварью и родоплеменным строем. И представитель народа более высокой культуры всегда чувствует свое превосходство над представителем более низкой культуры, и это банально, и дикость в том, что написание элементарной и вечной правды требует сегодня некоторой решительности и чуть ли не интеллектуальной храбрости. РАВЕНСТВА НАРОДОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ В том смысле не существует, что древние египтяне и вавилоняне были великие народы, создавшие великие цивилизации, а много мелких народов той эпохи ничего такого не создали, и роли такой не играли, и культуры не оставили. Греки и римляне создали античную цивилизацию Средиземноморья, основу нашей цивилизации, и скифы, и даже персы – им не ровня. Словакия не ровня великой Германии с ее историей и вкладом в цивилизацию нашего мира. И с чего бы Англии равняться с Турцией? Так вот, русские – великий народ (или был им только что!) – по масштабу деяний и свершений, по великой роли в XX веке. И приехавшему в Россию, если он не хочет ошибаться и бедствовать, надо соотносить свое поведение и свои мнения с тем, что он в России является представителем народа более низкой культуры. То есть корректировать самооценку в зависимости от оценки со стороны. В случае неясности – держаться скромнее. И учесть, что его удальство в России может выглядеть хамством, а «мужское поведение» небедного человека – жлобством. Среди другого народа ты должен вести себя так, как ведут другие люди. Иное – глупость, наглость, невежество. Ты не дома. ЖИВИ КАК МЫ – ИЛИ УБИРАЙСЯ ОБРАТНО» В связи со всем вышесказанным у меня напрашиваются по меньшей мере два вопроса: 1. Как чехи воспринимают русских? Как народ более низкой культуры, чем они? Или как наследников великой державы? Или как наглых агрессивных оккупантов? Есть ли у чехов чувство национального превосходства над русскими? 2. Что, каждый из нас так и будет все время отвечать перед чехами за оккупацию? Как с этим жить здесь? Принять, как данность и успокоиться? Игнорировать этот факт? Или что-то еще? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
dzyncz 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Вы не праздновали праздник Весны? Дама и политика+ нацвопрос? 8 марта? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Джон 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Почитайте лучше у Веллера: "Легенды Невского Проспекта" и у вас настроение поднимится! Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Дама и политика+ нацвопрос? Извините, кажется, моя нитка, которая держит уши, случайно съехала на серьезную тему. Неожиданно получилось Почитайте лучше у Веллера: "Легенды Невского Проспекта" и у вас настроение поднимится! А вам все хиханьки да хаханьки? А тут нац. вопрос! Кстати, эту книгу я читала, действительно, очень смешная. Но и по творчеству Веллера видно, что не всегда время только веселиться и нельзя все время на все закрывать глаза. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
tenevoj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 . Как чехи воспринимают русских? Как народ более низкой культуры, чем они? Или как наследников великой державы? Или как наглых агрессивных оккупантов? Есть ли у чехов чувство национального превосходства над русскими? Вопрос действительно интересный. Реально. И не имеющий однозначного ответа. Но приезжай, покажем, расскажем. А вопрос правда хороший. 2. Что, каждый из нас так и будет все время отвечать перед чехами за оккупацию? Как с этим жить здесь? Принять, как данность и успокоиться? Игнорировать этот факт? Или что-то еще? Чем дальше в лета, тем меньше вспоминается. Не критично. Хотя иногда можно нарваться на старого пердуна. И чаще всего он именно старый пердун. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 По поводу отношения чехов к русским – на этот вопрос ответить, конечно, сложно. Я понимаю. Нужно проводить исследование. Но так, может, у кого-то есть свои версии. Кстати, полезно иногда почитать чешские форумы. Вот, что я вычитала на одном из них на тему русских и украинцев в Чехии: «Karlovy Vary, pekne mesto ze? A diky komu? kdo tam nejvic cpe prachy? Jak by vypadaly bez Rusu a dalsich?? Ty tady mluvis o tom, ze chlapy vetšinou smrdi a dal. Ja tě chapu, nejspiš si měl zatim čest jen poznat ty dělničky. To netvrdim, že verbež neni, je to verbež uplně stejne jako tisice dalšich chudych Čechů co žiji ve špatnych sociбlnich podminkach. Ja myslim, ze tyhle spatny nazory jsou zpusobeny tim, ze tady ve vzuchu porad lita r. 68. Ale mily pratele, vy sami nevite jak by se Cr zachovala kdyby mela v historii nekdy moznost expandovat tak jako Sovet. svaz. Mimochodem vy tady soudite nekoho a to ze tamhle v cizine jsou znacky v obchodech cesi nekradte, to prehlizite. Chtelo by to uvedomit si, ze takhle jako vy mluvite o Rusech a Ukr o vas treba mluvi v Nemecku(100%), Rakousku» «.driv sem si myslela sou to lidi jako lidi jen z jiny zeme ...ale nejsou.....jeden idiot oplodnil kamosku ,ne ze by si za to nemohla i ona ale on ji rekl ze to jeho neni a jeste si na ne poslal dalsich milion lidi co tu prebivaj....a dalsi svedl na kamosku ze od ni ma kapavku aniz by ji mela ona .,dalsi me na ulici prepadl to dopadlo nastesti tak tim ze dostal pres drzku a ..no coment...proste pryc s nima vzdyt uz je tu vic ukrajincu a rusaku nez cechu....nesnasim je ...sry za to vyjadrovani ale to jinak nejde» «A bud'te radi, že jsou tu Ukrainci a Rusove, kdo by tu dělal za vas tu špinavou praci? Vždytˇ nejste schopni si po sobě ani uklidit taliř, tak si polibte!» «uz nas zase okupujou, karlovy vary obsadili uz davno a praha uz je taky preplnena timhle lidskym odpadem ukacka sou jenom lacina verbez, ale rus je povl... bud je to socka nebo zbohatlik, pokazdy ale 100% buran jak poleno, chlapi vecne smradlavi aldehydove a zensky fousaty nevkusny cubky ano, jeste existuje potomstvo vyjimecnejch ruskejch aristokratu, bohuzel vetsinu z nich bolsevici zlikvidovali... znam takovejchle rusu, co bych na prstech jedny ruky spocital, ostatni je verbez na desatou, jenom slysim tu jejich parodii na jazyk, tak bych strilel, prestoze sem jinak dost snasenlivej chapajici clovek» «hele rusů znam dost a ani jeden mi nedal důvod abych si o nich myslel něco špatneho. Jednoho znam už od zakladky a je to fakt nejvic v pohodě typek hehe » «nevim jako co ovlivni v ktere zemi se kdo narodi...navic k jedny slepici pitomy kdyz uz tu rikas jak ukrajinci smrdej atd tak ukrajinci a rusove je neco jinyho..» «pohoda včera sem se u jednoho ožral » «hovno, mam kamoše rusaka frajer, dal bych za něj ruku do ohně» Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Rider 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 2. Что, каждый из нас так и будет все время отвечать перед чехами за оккупацию? Как с этим жить здесь? Принять, как данность и успокоиться? Игнорировать этот факт? Или что-то еще? Странно вопрос поставлен. Что значит отвечать за оккупацию? А словаки должны отвечать за пособничество Гитлеру? А поляки за то что танки пришли с польской территории? А французы почему не отвечают за 1812? А татаро-монголы? Если Вам задают вопросы про 68 год - есть ответы после озвучивания которых запал спрашивающих угасает моментально. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Странно вопрос поставлен. Что значит отвечать за оккупацию? А словаки должны отвечать за пособничество Гитлеру? А поляки за то что танки пришли с польской территории? А французы почему не отвечают за 1812? А татаро-монголы? С сознательной стороны понятно, что отвечать за прошлое своих предков невозможно. Но вот в бессознательном чужого народа сидит другое мнение. И вот как на это мнение реагировать, вот в чем вопрос... Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
vadim 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Зачем вообще поднимать этот "национальный вопрос"? Практическая польза от попыток решения этого вопроса? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Зачем вообще поднимать этот "национальный вопрос"? Практическая польза от попыток решения этого вопроса? Чтобы не жить в иллюзиях и хорошо ориентироваться в ситуации. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
vadim 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Кстати, полезно иногда почитать чешские форумы... Не полезно, а бесполезно. Уже не первый раз пишу: почитали бы украинские форумы в "революционный" 2004-го год. Такое ощущение было, что в стране шла реальная война Востока и Запада. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Karl 570 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Ссылку дай, пожалуйста, а то вверху диакритика коряво получилась, раздражает. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Не полезно, а бесполезно. Уже не первый раз пишу: почитали бы украинские форумы в "революционный" 2004-го год. Такое ощущение было, что в стране шла реальная война Востока и Запада. Это просто один из способов узнать общественное мнение. Пусть это выдержки не из дискуссии интеллигентов, но это люди, которых вы каждый день встречаете на улице и это тоже реальность. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
vadim 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Чтобы не жить в иллюзиях и хорошо ориентироваться в ситуации. А зачем для этого "национальный вопрос"? Это психология конкрентной личности. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Nuvot 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno March 8, 2008 Ссылку дай, пожалуйста, а то вверху диакритика коряво получилась, раздражает. Ссылку дать не могу, форум не только взрослые читают. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky