Recommended Posts

Одна знакомая женщина выложила на одном из калмыцких форумов мемуары своей бабушки. Думаю, вам будет интересно почитать.

 

 

Моя бабушка пишет мемуары, ей уже 88 лет. Уже год она прикована к постели и от нефиг делать решила занять себя. То что она написала в обычной ученической тетрадке показалось мне интересным. Вот решила опубликовать. С этой семьей она была знакома с детства, по ее словам родственников у них не осталось, а остальные Французовы - просто однофамильцы. Стиль автора сохранен

 

Семья Французовых.

 

Французов Патиш 1888 года рождения. До революции жили на Дону, по реке Маныч. Вели кочевой образ жизни. У Патиша была семья, жена и четверо детей. По-русски никто не понимал.

 

Наступил 1917 год, говорят происходит какая-то революция. В конце 1917 года в степи на поселенье калмыков налетели большевики и всех вырубили, в их числе жену и четверых детей Французова Патиша.

 

Белая гвардия отступает, все уходят за ними, вереницы беженцев. Напуганные степные калмыки пошли за отступающей царской армией. Патиш Французов, который остался один, примкнул к беженцам, которые шли на Кубань, в Екатеринодар.

 

Дошли до Екатеринодара. Стояла холодная, сырая зима. Скот, который гнали, падали и не поднимались от голода и усталости. На реке Кубань, под железно-дорожным мостом, на правом берегу реки, на ровном месте (называется плавня), встали на отдых беженцы и в их числе около 2 тысяч калмыков. На них налетела и вырубила практически всех дивизия Героя гражданской войны Дмитрия Петровича Жлобы. Шашками порубили детей, женщин, стариков, мало кто остался в живых. В Краснодаре этого Жлобу поставили директором рисоводческого совхоза. Потом в 1938 году его расстреляли как врага народа.

 

После этого побоища оставшиеся в живых калмыки расселились по аулам у адыгейцев, их называли черкесами. КАлмыки работали у них, помогали хозяевам, шорничали, шили. Подружились и были как родные.

 

Французов Патиш женился на девушке, сироте, ей 20 лет, один недостаток - плохое зрение. Ее звали Мончг. Поженились в 1920 году.

 

В 1921 начался голод. Калмыки, которые жили с черкесами, перебрались в город, поселились на окраине, на свалке. Построили себе землянки, так и жили. На свалку вместе с мусором вывозили трупы животных, недалеко была контора, которая актировала эти трупы и закапывала. Патиш устроился туда рабочим. В его обязанности входило собирать трупы животных со всего города, привозить для осмотра ветврачом в контору, а затем закапывать.

 

С конца 1932 года снова голод. Резко урезали хлеб и другие продукты. Хлеб стали давать по карточкам, да и тот кукурузный. С 1933 года голод вступил в свои права безраздельно. По городу валяются человеческие трупы, много распухших от голода людей. Ближние к городу станицы почти вымерли. Только трупы людей вывозят на кладбище.

 

Патиш Французов также работает, возит трупы животных. На скотском могильнике люди лежат в бурьяне и ждут, когда ветврач осмотрит труп животного и не отъедет. Только тот уезжает, со всех сторон выбегает голодный люд всех национальностей, кто с ножом, кто с топором, растаскивают дохлую скотину как шакалы.

 

В 1934 году голод продолжается. На скотский могильник приводят и расстреливают больных сапом скаковых лошадей. Трупы не просто закапывают, а еще обливают креалином. Но голодные люди растаскивают и их. С таким трудом добытое мясо глотают чуть ли не сырым.

 

Время такое было, как и все, в тяжелейших условиях жила семья Французовых. Родившиеся дети тут же умирали. Родителей спасала только дохлятина, как и многих других от голодной смерти. В 1935 году наконец-то родился сын, который выжил. Его назвали Степан. Степа растет удивительно красивым ребенком. Его лицо даже мазали сажей, что бы не сглазили.

 

Началась война 1941 г. немцы оккупировали город, беспрерывная бомбежка, все в развалинах.

 

Патиш Французов работать не может, болеет, слепнет. Из жалости к этой семье земляки-станичники из города Краснодара перевезли их в КАлмыкию, колхоз им. О.И.Городовикова, ныне отделение совхоза "Южный". Там выкопали землянку, типа погреба, кое-как накрыли сверху чем придется, так и поселили.

 

Патиш и Мончг теперь уже оба почти не видят, живут как нищие, не живут, а существуют. К 1943 году у них было уже 4 детей, старший Степан и три девочки.

 

28 декабра 1943 года.

 

В 6 часов утра, как и всех калмыков Французовых депортировали в Сибирь как врагов народа. 28 декабря 1943 года всю семью загнали в разваливающийся сарай и продержали до 1 января 1944 года.

1 января 1944 г. на военных полуторках всех быстро погрузили и отправили на станцию Сальск Ростовской области. В Сальске уже стоял состав из красных телячьих вагонов, куда погрузили "врагов", и тронулись в путь.

 

18 января 1944 г. эшелон прибыл на станцию Называевка Омской области. Выгружающийся состав был оцеплен охраной в три кольца вооруженными солдатами.

Я видела издалека, как Патиш хватал руками воздух, вроде хочет за что-то ухватиться. Жена и дети стояли рядом.

 

Всех депортированных загнали в большой сарай, продержали дня три. Прибывшие начальники выбирали семьи работоспособных, молодых, по своим организациям, колхозам и совхозам. Оставшихся, никому не нужных стариков, детей, больных развозили подальше, расселяли по одной или две семьи.

 

Семья Французовых была отвезена в село Масловка Новоназываевского района Омской области, в 20 км от станции Называевка. Поселили их в заброшенный колхозный дом, без окон и дверей.

 

Муж Патиш, жена Мончг, сын Степа и три дочери Французовых умерли всей семьей мучительной смертью от голода и холода в марте-апреле 1944 г. Дети удивительной красоты, таких детей мало.

Пустили слух, что калмыки едят своих мертвых детей. Местные жители села Масловка, вместо того чтобы хоть как-то помочь несчастной семьей, говорят издевались над ними, ждали и смотрели, когда начнут поедать своих детей.

 

Спецкомендатура все знала, подробнейшие сведения о каждом человеке. Им было выгодно иметь побольше мертвых, а не живых, докладывать, что у них большие расходы в людях.

 

Французов Патиш прямой наследник в четвертом колене по отцовской линии Героя Отечественной Войны 1812 года. Его прадед имел очень высокие правительственные награды того времени, защищал, воевал за Россию. Наследник Героя от правительства

СССР получил сполна. Где еще такое можно увидеть и услышать?

 

 

Небольшие пояснения:

 

В Калмыкии живёт много Французовых. Как правило, фамилия имеет корни в войне 1812 года, в которой участвовали калмыки. К примеру, Султанна Французова, моя одноклассница, ныне модельер в Москве.

 

На Дону жили так называемые бузавы. Это крещённые калмыки, часть из которых состояла в казачестве. Речь об одной из таких семей.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Да, интересный рассказ и печальный.

Таких историй о трагических судьбах - бессчетное количество, к сожалению.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Тяжело это читать. И знать. Но надо.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Все тоже самое можно было написать и о белорусском дедушке ,попавшим под раздачу ( раскулачивание) в 1933-35 годах. Имя им легион.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Прадеда моего забили нагайками, когда пришли забирать лошадей. У него был конезавод... Он просил только оставить пару для сохранения породы

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
В Калмыкии живёт много Французовых. Как правило, фамилия имеет корни в войне 1812 года, в которой участвовали калмыки. К примеру, Султанна Французова, моя одноклассница, ныне модельер в Москве.

 

А я думала, что она китайская женщина, которая пытается прикинуться своей в России и придумала себе красивую легенду! :D Мне имя нравится, с двумя Н хорошо звучит.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Одна знакомая женщина выложила на одном из калмыцких форумов мемуары своей бабушки.

 

Ничего личного, но на выражение "мемуары бабушек" гугль выдаёт догадайся сколько?

Если б это была твоя бабушка, да с фотографиями из семейного альбома, тады да.

Только не просите меня написать о моих предках - там есть и убитые, и ограбленные властью, и репрессированые... И про фамилию не спрашивайте - она таки импортная...

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
А я думала, что она китайская женщина, которая пытается прикинуться своей в России и придумала себе красивую легенду! :D Мне имя нравится, с двумя Н хорошо звучит.

 

У неё отец армянин, а мать калмычка. Имя настоящее.

 

Все тоже самое можно было написать и о белорусском дедушке, попавшим под раздачу ( раскулачивание) в 1933-35 годах. Имя им легион.

 

Ну напиши. В другой теме.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Ну да, а здесь пишем о том, как калмыки "бороздят просторы Большого театра". Может ветку отдельную выделим под калмыкский вопрос? У меня есть одна на примете ;)

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

У меня один из ближайших друзей- Сергей Кукенов -калмык. Но он практически никогда не заостряет внимание на своей национальности, и при том превосходный радиоинженер. :blink:

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Ничего личного, но на выражение "мемуары бабушек" гугль выдаёт догадайся сколько?

 

Я такие рассказы не гуглю. Прочитал на другом форуме и подумал, что будет интересно. Правда жизни без прикрас.

 

У меня один из ближайших друзей- Сергей Кукенов -калмык. Но он практически никогда не заостряет внимание на своей национальности, и при том превосходный радиоинженер. :blink:

 

Слабо понимаю логику твоего высказывания и тем более его отношение к данному топику.

 

Ну да, а здесь пишем о том, как калмыки "бороздят просторы Большого театра". Может ветку отдельную выделим под калмыкский вопрос? У меня есть одна на примете ;)

 

Может быть, ты будешь отвечать сам за себя? А не за dzyncz-а?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

На правах модератора темы указываешь? Или хамишь по обыкновению?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Я присоединяюсь к Депакину. Эрдни , по моему ты немножко перебарщиваешь с нац. темой, и как мне кажется несколько часто ее поднимаешь. Есть ведь и другие народы, и их много. Извини я ни в коем случае не хотел бы тебя обидеть, давай писать и про других тоже, пусть поменьше, но все же, чтобы другие не чувствовали себя обделенными. Тема -то деликатная очень.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

dzyncz, я вчера обнаружил такую тему на одном из форумов и просто разместил здесь. Без комментариев. Если у тебя есть нечто подобное, то можешь ведь тоже разместить. Сейчас много всяких спекуляций вокруг этой тематики, поэтому для меня лично было интересно то, что бабушка моей знакомой решила написать такой рассказ. Как правило, бабушки и дедушки вообще те времена вспоминать не любят. А если вспомнят, то просто начинают плакать и молчат.

 

Кстати, в свете участившихся попыток идеализации счастливого советского прошлого, думаю, иногда такие рассказы очевидцев помогают.

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky
Хватить ругаться, ребята!У кого что болит - тот о том и говорит. Давайте будем чуток снисходительнее. Лично я просто не читаю то, что мне не интересно. Но не заявляю об этом факте топикстартеру. Потому что ему будет неприятно - зачем мне это?

Sdílet tento příspěvek


Odkaz na příspěvek
Sdílet na ostatní stránky

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Odpovědět na toto téma...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.




  • Kdo si právě prohlíží tuto stránku

    Žádný registrovaný uživatel si neprohlíží tuto stránku