Streljanyj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 Даешь стране добра!19/09/2003, Александр Барнатович, БДГ © Практически у каждого государства есть свой "золотой конек", на котором в основном и держится вся экономика. В Швейцарии — надежная банковская система, в Японии — электроника и высокие технологии, в России — сырьевые ресурсы. Есть свое ноу-хау и в Республике Беларусь. Экономисты давно указывали на благоприятное транзитное расположение нашего государства, связывающее Восток и Запад. При правильной организации дела в государственную казну могли бы поступать суммы, исчисляемые сотнями миллионов долларов. Но нынешняя власть весьма оригинально использует географическое положение страны, перевернув все с ног на голову. В результате Беларусь приобрела устойчивый статус "черной дыры" в центре Европы, в которой бесследно исчезают не только люди, но и любые грузы. Поэтому не удивительно, что, по оценкам независимых специалистов, грузовой поток через нашу страну по сравнению с 1997 годом уменьшился приблизительно на 70%. По существу, теперь через Беларусь транзитом идут только те грузы, для которых просто нет другого пути. Несчастья на иностранные да и наши коммерческие организации, рискнувшие перемещать свои грузы через белорусскую таможню, обрушились в начале 90-х годов прошлого столетия. Виной всему послужил небывалый "челночный бум". С чего все начиналось "Челноки" не отличались особым законопослушанием и поэтому при пересечении таможни норовили укрыть от оформления ту или иную партию товара. Если таможенники находили спрятанный в пассажирском вагоне либо автобусе "схрон", то укрывшие его лица, чтобы не платить штраф, сразу шли в "отказ". Груз арестовывался и помещался на специальный склад. Согласно действующим тогда административному и гражданскому законодательствам, чтобы обратить в доход государства имущество при отсутствии собственника, предусматривалась очень долгая процедура. Вещь должна была храниться в течение трех лет и только после этого, если никто не предъявил на нее претензий, могла быть признана судом бесхозной и обращена в доход государства. Приблизительно такая же процедура действует во всем цивилизованном мире, позволяя обеспечивать защиту права собственности граждан. Но для Республики Беларусь эта цивилизованность стала серьезной проблемой. Решить ее можно было только двумя путями: либо существенно увеличить площадь складов и количество обслуживающего персонала, либо законодательно упростить процедуру конфискации задержанной таможенниками контрабанды. В условиях гиперинфляции и скудности белорусского бюджета был избран более дешевый вариант — законодатели приняли поправку к статье 28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РБ, которая гласит: "Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное правонарушение. В случае, если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственными объектами такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда". По существу, эта поправка полностью перечеркивала основополагающие принципы административной ответственности, изложенные в этом же кодексе. Согласно им конфискация является наказанием, которое должно применяться к конкретному физическому лицу при наличии у него вины, за совершенное правонарушение. Однако с момента принятия поправки не только не требовалось доказывать вину таможенного правонарушителя, но и можно было вообще обходиться без правонарушителя как такового. Главное, чтобы был товар, который можно было бы конфисковать. В те смутные 1990-е годы на очередную поправку к закону общественность не обратила никакого внимания. Их тогда принимали сотнями. Спохватились только сейчас, но, похоже, уже поздно. Последствия После принятия поправки, руки у таможенников развязались, и они начали быстро реализовывать скопившийся на складах товар, принося существенную прибыль бюджету. Однако реализация шла быстрее, чем новые конфискации. Приблизительно к 1997 году число индивидуальных предпринимателей начало быстро сокращаться, а те, кто остался, стали более законопослушными и редко нарушали законодательство. Кроме того, подавляющее число грузоперевозок через таможню приходилось уже не на "челноков", как в начале 1990-х, а на крупные отечественные и зарубежные компании, которые не хотели рисковать большими партиями груза. В общем, в 1997 году перед таможенниками встала новая проблема: как не снизить показатели и обеспечить тот же уровень денежных поступлений в бюджет при снижении количества перемещений через границу и уменьшении количества нарушений таможенного законодательства? Ведь существующая в Беларуси система отчета о проделанной работе такова, что если при помощи таможни административными судами в 1996 году было конфисковано товара, скажем, на сумму 30 млн. долларов, то в следующем необходимо обеспечить прирост, то есть дать, к примеру, 32 миллиона. Иначе работа соответствующего ведомства будет оценена неудовлетворительно, и многие чины могут лишиться своих мест. Поэтому конфискационные мероприятия из года в год усиливались. С 1997 года основной мишенью таможенников стали уже коммерческие компании. Как известно, индивидуальные предприниматели сами покупают товар за границей, сами заполняют таможенные декларации и перемещают груз через таможню. Поэтому когда таможенники арестовывали их товар, они могли отстоять свою точку зрения в суде. Хотя и редко, но это им все же удавалось, что стоило сотрудникам таможни и нервов, и денег. Куда легче обстоят дела с компаниями, особенно с теми, чьи офисы сильно удалены от таможни и суда. Они, как правило, заключив договор с какой-нибудь фирмой на закупку крупной партии товара, заключали потом договор с транспортной организацией, которая и доставляла груз к месту назначения. При пересечении границы представители собственника груза обычно не присутствовали. В результате, когда таможенники предъявляли какие-нибудь претензии, собственник груза не мог отстоять свои интересы. Ведь конфискация товара происходила на основании административного законодательства, и суду, который вершился в среднем 18 минут, ненужно было доказывать чью-либо вину и устанавливать правонарушителя. Благодаря поправке к статье 28 КоАП РБ груз конфисковывался независимо от того, кому он принадлежал и от виновности собственника, которого, кстати, часто даже не извещали о суде над его имуществом. Схемы конфискаций Придраться и формально на вполне законных основаниях можно к любому перемещаемому через таможню грузу. Например, в Польше, как и у нас, действует налог на добавленную стоимость — VAT в размере 20% стоимости товара. Если вы заплатили 100 тыс. долларов за партию сантехники, то 20 тысяч из них — VAT. Данный налог действует только внутри страны, и когда вы будете пересекать границу, то польские власти вам его вернут. В результате настоящая стоимость груза, перемещаемого через нашу таможню, равна 80 тыс. долларов. Именно эту сумму некоторые перевозчики и декларируют. И ошибаются. Таможенники могут сослаться на накладную, где будет указана сумма в 100 тыс. долларов, и арестуют весь товар на основании "предоставления к таможенному оформлению заведомо недостоверных сведений о перемещаемом товаре". И хотя у декларанта на руках будет документ, подтверждающий возвращение ему 20 тыс. долларов, никого данное обстоятельство волновать не будет. В таможенной практике широко используются различия в законодательных базах разных государств. На Западе, например, не принято регистрировать печать фирмы, так как эта процедура очень сложная. Предпринимателям закон вполне позволяет осуществлять свою деятельность без печатей — контракт подписывается одной подписью. Кроме подписей там широко применяются штампы, которые не подлежат регистрации и используются исключительно в качестве удобного и быстрого средства отражения на документе реквизитов фирмы. Штампов в одной фирме может быть несколько — разных форматов и шрифтов. Это не секрет для таможенников. Тем не менее они в обоснование конфискации иногда толкуют этот факт как предоставление документов с поддельной печатью. Так, в частности, был конфискован весь груз (мебель) стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, отправленный польской фирмой "Олинка". Таможенники узрели на двух разных документах штампы с разными шрифтами и заявили, что один штамп поддельный, не уточнив, правда, какой именно. В постановлении административного судьи было указано, что лицо, совершившее правонарушение, не установлено, собственник имущества при декларировании и на суде не присутствовал. Груз обратили в доход государства и быстро реализовали. Владелец конфискованного имущества даже к суду не поспел, так как о нем его никто не известил. А особенность нашего административного законодательства состоит в том, что постановление суда по административному правонарушению вступает в законную силу немедленно по вынесении, то есть кассационному обжалованию оно не подлежит. Поэтому обжаловать его можно только в надзорном порядке через прокуратуру, если та сочтет возможным вынести протест на постановление суда. То есть прокурор должен опротестовать решение, согласно которому государство получило солидную прибыль. Естественно, что такое происходило очень редко. Без вины виноватые Другой случай. 25 сентября 1999 года на пункте таможенного оформления "Лососно" был задержан железнодорожный вагон с мебелью. Груз следовал транзитом из Польши в Казахстан. Сотрудники таможни сочли, что в сопроводительных документах не было указано 128 изделий. В качестве оных фигурировали, например, 13 дверец к различным кухонным шкафам, 19 наборов фасадов к кухонным столам, 15 сантехнических наборов для мойки, различные разукомплектованные кухонные шкафы и т.п. Как и в предыдущем деле, никто скрупулезно исследовать материалы не стал. Исследование ограничилось стандартной фразой: "Предпринятыми мерами розыска установить лицо, причастное к совершению вышеуказанного административного таможенного правонарушения, не представилось возможным. Представители фирм отправителя и получателя при предъявлении груза к таможенному оформлению не присутствовали...". На основании изложенного суд постановил конфисковать в доход государства незадекларированную часть товара. По прибытии остального груза к месту назначения (в Казахстан) выяснилось, что от него, мягко говоря, мало толку, так как из-за отсутствия комплектующих просто невозможно было собрать полноценные наборы мебели. Фирма-получатель ТОО "Ак Саят" составила акт и выставила претензии польской фирме, так как та якобы не выполнила свои договорные обязательства. Свои договорные обязательства перед покупателями не смогла выполнить и казахская фирма, в связи с чем понесла существенные убытки и едва не разорилась. Только в процессе "разборок" между двумя фирмами выяснилось, что недостающие детали были конфискованы в Беларуси. Представители фирм написали жалобу в Прокуратуру РБ, и та даже первоначально внесла протест, указав в нем, что не были проверены комплектация изделий, вес груза и др. Решение суда было отменено как незаконное, но новое рассмотрение принесло те же результаты. Прокурор больше не рискнул его опротестовать. Почему? В частных беседах некоторые судьи говорят так: "Вы же понимаете, что никто не рискнет принять решение, согласно которому из бюджета уйдут десятки тысяч долларов. Убрать непослушного судью можно очень быстро, вызвав его на аттестационную комиссию, которую он, конечно же, не пройдет". Транзит "без гарантии" Кстати, согласно ст. 193-9 КоАП РБ даже при наличии административного таможенного правонарушения конфискация не применяется к грузам, следующим транзитом через Беларусь. Ведь ущерб интересам государства не наносится, так как растаможка товара будет происходить по месту назначения, а там есть свои таможенные органы, которые и конфискуют контрабанду, если таковая имеется. Вся же деятельность наших сотрудников таможни в отношении транзитного груза должна быть нацелена в основном на выявление запрещенных к перемещению вещей (наркотиков, оружия и т.п.). Однако указанная выше статья административного кодекса вообще не действует. Судьи и таможенники о ней даже не вспоминают. Транзитный груз конфискуется в любом случае, даже при самом малом формальном нарушении или без него. Не помогает и международная страховка груза. Широкие конфискационные мероприятия таможни привели к созданию в нашей стране сети магазинов "Конфискат", в которых можно купить товар известных мировых производителей по заниженной стоимости. Но даже эти специализированные торговые точки не справляются с реализацией конфискованного. Поэтому в данный момент конфискат можно встретить практически в любом крупном промтоварном магазине. Правда, никакой гарантии на него вам никто, естественно, не даст. На этикетке в магазине так прямо и написано: "Без гарантии". Конфискуем все, что двигается Особого разговора заслуживает конфискация на границе автотранспорта, в основном легкового, который был угнан на Западе. При досмотре автомобиля, даже если и будет установлено, что он угнанный, все оформляется как административное правонарушение (например, на основании предоставления к таможенному оформлению поддельных документов). В итоге административный суд, сославшись на ст. 28 КоАП РБ, конфискует угнанный транспорт в доход государства, а не возвращает владельцу. Новая фура, перевозящая груз, либо элитный пассажирский автобус также стоят немалых денег, поэтому таможенники не обходят своим вниманием и их. Особенно страдают при этом зарубежные компании, которые имели неосторожность взять на работу бывших советских граждан, которые достаточно часто стараются подзаработать на стороне. Например, припрятав контрабандные сигареты. Так, в апреле 2001 года "совковый" водитель немецкой фирмы "Хетик" припрятал от таможенного оформления 106 блоков сигарет. На таможенном переходе "Варшавский мост" его "заначку" обнаружили и составили административный протокол, что совершенно правильно и справедливо. Кроме того, как орудие правонарушения был арестован новый автобус BOVA, принадлежащий немецкой фирме, а всех его пассажиров — в основном солидных иностранных бизнесменов — высадили. Водитель не отрицал своей вины, и потому суд приговорил его к штрафу, а сигареты конфисковал. Но на основании ст. 28 КоАП РБ был конфискован в доход государства и автобус стоимостью 250 тыс. долларов. Куда уплывают деньжата Пик конфискаций в приграничных судах пришелся как раз на стык XX и XXI веков. Видимо, гиблое положение белорусской экономики не оставляло другого пути добычи денег для государства. Кроме того, немалых средств требовали избирательные кампании. Согласно официальным данным таможни, с ее помощью судами в доход государства только в декабре 2001 года было изъято товаров и ценностей более чем на 5.296.936 тыс. рублей (более 3 млн. долларов). Причем на товары широкого потребления, которые перемещались через нашу границу в результате осуществления предпринимательской деятельности, а потом были конфискованы за административные правонарушения на основании ст. 28 КоАП РБ, приходится около 99% этой суммы. Беларусь по этому показателю — безусловный мировой лидер. Неудивительно, что в общей сумме доходов республиканского бюджета таможенные составляют почти 30%. Однако в приватных беседах сотрудники таможни утверждают, что собираемые ими суммы значительно, больше! "Мы даем около половины денежных поступлений в бюджет, поэтому нас никто не трогает"! — признался как-то один таможенник. Кстати, с каждым годом доход, приносимый таможней, увеличивается в среднем на 10%, и это несмотря на то, что грузопоток через нашу страну уменьшается. В общем, трудятся таможенники на благо государства не жалея сил. И неудивительно, что рентабельность особого таможенного бизнеса составляет более 33%. А ведь они ничего не производят, а только собирают дань и конфискуют товар за малейшее формальное нарушение. О коррупции Чтобы без проблем переместить свой груз через белорусскую таможню, необходимо хорошенько заплатить. Размер взятки, по разным сведениям, колеблется в пределах 3-5% стоимости груза. За долгие годы наработана целая схема взимания мзды и прикрытия этой сделки со стороны контролирующих правоохранительных органов. Вот одна из приблизительных схем. Например; если груз перемещается по железной дороге, то деньги могут проплачиваться через начальника железнодорожной станции или одного из его замов. В случаях, когда какой-то "клиент" забывает внести денежки в "общак", таможенникам сообщается номер вагона, к которому следует проявить особое внимание. Будьте уверены, что нарушения здесь обязательно найдутся. Придраться к этой схеме очень сложно. Даже если начальника станции повяжут с поличным, он не может быть субъектом уголовной ответственности по взятке, поскольку является всего лишь техническим лицом, отвечающим за полноценное и безопасное функционирование железнодорожного узла. Он не может повлиять и на таможенный режим того или иного груза, так как сотрудники таможни ему не подчинены. Однако даже до задержания с поличным того или иного должностного лица дело практически никогда не доходит. В правоохранительные структуры уже поступали заявления от пострадавших, которые утверждали, что якобы совершенное ими таможенное правонарушение — это прямое следствие их нежелания платить мзду. Несколько раз оперативники с неохотой, но брались за выявление взяточника. Но когда они пытались вручить деньги под своим контролем, должностное лицо, которое всего несколько дней назад вымогало мзду, не брало денег. Если груз уже задержан, решить вопрос о его освобождении также вполне возможно. Но сумма существенно увеличивается. В таких случаях заинтересованные лица требуют как минимум 10% стоимости арестованного имущества. Так, представители все той же немецкой фирмы "Хетик", у которой был конфискован автобус стоимостью 250 тыс. долларов, утверждают, что им предлагали положительно решить вопрос (причем до суда), если они заплатят 25 тыс. долларов. Но немцы — народ непонятливый, поэтому отказались от сделки и понадеялись на суд. В итоге они проиграли. Не помогли ни публикации в прессе, ни письмо к президенту. В общем, благодаря ст. 28 КоАП РБ крупные денежные вливания получает не только государство, но и сами таможенники. P.S. В России, где также действует подобная поправка, в Конституционном суде уже состоялись слушания о ее соответствии Основному закону. И хотя конфискационные мероприятия там имеют существенно меньший размах и не играют значительной роли в экономике государства, Конституционный суд не стал лишать Россию постоянного источника дохода. Норма была признана соответствующей Конституции РФ. У нас же пока некому даже поставить вопрос перед Конституционным судом. Как горько шутят оштрафованные "собственники", если бы была отменена статья 28 КоАП РБ, то чиновникам, чтобы прокормиться, пришлось бы собирать замерзшую картошку на колхозных полях. Преувеличивают, конечно же... Но, с другой стороны, как-то ненормально, когда гражданские дела о разводе и разделе имущества супругов стоимостью 3 тыс. долларов суд рассматривает целый месяц, а административные суды по таможенным правонарушениям, в результате которых собственники лишаются имущества на сотни тысяч долларов, проходят в течение 15 минут. При этом административные судьи считаются самыми низшими по квалификации, и их основная задача — наложение штрафов на пьяниц и мелких хулиганов. Доходит до смешного. Уже были случаи, когда собственники экспроприированного имущества, чтобы иметь возможность полноценной защиты, просили возбудить против самих себя уголовные дела. Но им отказывают даже в этом. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Jin 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 Скрее всего все описаные случаи имели место быть.Бел. таможня - это труднопроходимое препятствие. Статья правильная и с юмором:"...был арестован новый автобус BOVA, принадлежащий немецкой фирме, а всех его пассажиров — в основном солидных иностранных бизнесменов — высадили". Меня впечатлили солидные бизнесмены на автобусе Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Streljanyj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 Ну, не скажи, автобус автобусу рознь. Лично мне на переломе 90-ых довелось покататься на автобусах вот этой фирмы. Вот это, я тебе скажу, автобусы - в такой и из "Майбаха" пересесть не зазорно. Жаль только, на сайте нет фотографий, а мой сканер умер преждевременной смертью, так что буклеты могу продемонстрировать только в оффлайне. Хотя определённое представление можно получить и из описания на сайте - оно на 100% соответствует действительности. Автобусы этой фирмы использовало правительство ФРГ и лично канцлер для различного рода поездок по стране и за рубеж, разные высокопоставленные делегации, правления Даймлер-Бенц и Порше (фирма находится неподалёку от Штуттгарта) и прочая VIP-клиентура подобного рода, что уже само по себе является показателем. Правда, стоили они намного больше $250k. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
StYlus. 1 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 И ещё не по теме: а что на самом деле значит CLO на дорзнаке о таможне? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
#Ogo# 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 CLO - дор.знак таможни.Это цветочки белтаможни. Ягодки до СМИ не доходят.Ездите через Финку...Хотя,для экстермалов и граждан РБ с прививками Варшавский Моств самый раз... Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Jin 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 QUOTE (#Ogo# @ Sep 21 2003, 21:05) Ездите через Финку... Куда? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Dim 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 Через Финку ездят к Финнам и Финкам.На празднование Новогодья с Йоулупуккиненом. Нам туда надо? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Streljanyj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 QUOTE (#Ogo# @ Sep 21 2003, 22:05) Ягодки до СМИ не доходят. Доходят. Их главный редактор не пускает. Зачем зря собак дразнить - и без того шишек более чем достаточно... Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Streljanyj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 QUOTE (StYlus. @ Sep 21 2003, 21:34) И ещё не по теме: а что на самом деле значит CLO на дорзнаке о таможне? Аббревиатура от английского Customs Clearance Office? Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Wandler 8 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 21, 2003 QUOTE (Streljanyj @ Sep 21 2003, 22:39) Аббревиатура от английского Customs Clearance Office? Хм, а я думал, что это только чешское обозначение. А чешское clo - искажённое немецкое Zoll. Вроде ж всюду сверху пишут по-местному, а внизу, вместо дангера, - Douane, по-французски (это раньше язык такой был международный). Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
Streljanyj 0 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 22, 2003 Да, ты прав. Clo - это чешско-польское слово, аббревиатура здесь ни при чём. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky
StYlus. 1 Nahlásit příspěvěk Odesláno September 22, 2003 QUOTE (Streljanyj @ Sep 21 2003, 23:39)Аббревиатура от английского Customs Clearance Office? О! Наверно, таки клиренс!А на знаке пишут сверху CLO, а снизу очень часто по-местному. Quote Sdílet tento příspěvek Odkaz na příspěvek Sdílet na ostatní stránky